Достойно есть молитва история

На данной странице вы найдете детальное описание: достойно есть молитва история - подобранную специально для Вас!

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

В X веке к одному афонскому послушнику в отсутствие старца пришел таинственный гость, монах, назвавшийся Гавриилом. Когда во время службы пришло время величать Богородицу, и послушник начал петь «Честнейшую Херувим. », то гость сказал: «А у нас не так величают Божию Матерь», — и произнес слова молитвы «Достойно есть. », а потом уже «Честнейшую Херувим. ». Послушник попросил гостя записать молитву, но бумаги и чернил в келье не было, и тогда Гавриил начертал молитву пальцем на камне, который стал на время мягким, как воск. Затем гость внезапно исчез.

Когда вернулся старец, то послушник рассказал ему о ночном посещении и показал молитву, написанную на камне. Старец понял, что явившийся гость — архангел Гавриил. Камень с письменами передали в Константинополь, и с тех пор молитва «Достойно есть. » стала частью православного богослужения.

В келье находилась икона, которая с тех пор получила название «Достойно есть» в честь нового песнопения, а впоследствии прославилась чудесами. Однако перед самой той иконой

Досто́йно и и́стинно для ка́ждого ве́рующего прославля́ть и восхваля́ть Тебя́, Пресвяту́ю Богоро́дицу, Ты ве́чно счастли́вая и Пресвяте́йшая, роди́вшая на́шего Бо́га.
И мы сла́вим моли́твой Тебя́, настоя́щую Святу́ю Богоро́дицу, Пра́веднейшую и честне́йшую Херуви́мов и са́мую славне́йшую Серафи́мов, кото́рой суждено́ без наруше́ния де́вства роди́ть Сы́на Бо́жьего.

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу,
Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего.

Честне́йшую Херуви́м и славне́йшую без сравне́ния Серафи́м,

Без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Среди колоссального количества священных образов Девы Марии и Младенца Христа особенное почитание приобрели экземпляры с Афонской горы. Икона Божией Матери «Достойно есть» обладает интригующей историей возникновения, которая бережно хранится в анналах церковных преданий.

В православной традиции этот святой лик вместе с известной молитвой («Достойно есть») имеет огромное значение для людей, просящих о здоровье и благополучии. Этот могущественное изображение способно исцелить разум человека от всех смертных грехов.

Тот образ «Достойно есть», известный мирянам сегодня, сложился в позднейший период.

Изначально она была совершенно иной: это было типичное поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом на руках и напоминало стиль «Умиления». На последующих списках эти две божественные фигуры сохраняются в качестве основы.

Остальные элементы рождались и добавлялись к образу в процессе духовного нахождения и осмысления чудотворных событий.

  • На одном уровне с головами Девы Марии и Иисуса-Младенца, с обеих сторон, демонстрируются два небесных посланника с простертыми объятиями.
  • В самом верху святого изображения «Достойно есть» восседает Всевышний Отец, которого окружает Небесная армия Архангелов. Эти создания символизируют о божественности песнопения, обращенного к Богу.
  • Изображения главных фигур, Богородицы и Младенца, обретают новые черты, говорящие об их царском величии.
  • На их главах располагаются короны, а взгляды обращены в сторону молитвенника, который располагается в руках новорожденного Христа. В этом свитке находятся подтверждения того, что Иисус является истинным правителем духовности.

В церковных иконографиях известны и другие разновидности священного образа «Достойно есть». В сюжете демонстрируются сонмы ангелов и святых, читающих молебен перед Пречистой Матерью. Эта разновидность образа широко использовалась в древнерусском искусстве XVII столетия.

Читайте о молитвах Небесным Силам:

По стилю эта святыня близка фресковым изображениям под названием «О Тебе радуется», которую обыкновенно размещали на церковных алтарях.

  • Богоматерь представлена в полный рост, она держит на руках Всеблагого Младенца.
  • Фигура Пречистой Девы окружается двойной (иногда тройной) мандалой (геометрической фигурой сложной конструкции), символизирующей Небесную обитель.
  • Над фигурами Матери и Христа в облаках изображен Всевышний Отец.
  • По сторонам предстают ангелы и святые угодники в порядке иерархии.
  • Вокруг образа Пречистой пишется текст молитвенного прошения «Достойно есть».

Интересно! Святыня нередко писалась на специфических сосудах, которые называют панагиарами. В них находится освященная Богоматерью просфора. Панагиары выносятся во время возношения чина о Панагии (небольшого образа Девы Марии, Христа или Троицы).

Сегодня в русских храмах верующий найдет множество списков прославленной «Милующей» святыни. Её можно обнаружить в Галерной гавани Санкт-Петербурга или в столичной Троице-Сергиевой Лавре. Списки были доставлены сюда прямо со Святой Горы. Священнослужители России и прихожане утверждаются во мнении, что Пречистая Дева оказывает божественное милосердие для нашего народа.

Афонская Святая Гора является великим местом, где озаряется мрак и горесть греховной жизни. Здесь, по словам мудрейших святых отцов, невидимой связью происходит соединение мирской жизни и Небесной обители. На этой земле, находящейся под особым покровительством Пречистой девы, и пребывает Икона Божией Матери «Достойно есть». Верующий человек никогда не останется одиноким на жизненном пути, ему сопутствуют: Ангел-Хранитель, Дева Мария и Господь. Молитвенное обращение за помощью происходит перед чудотворными иконами.

На заметку!«Достойно есть» является широкоупотребительной православной молитвой в процедуре богослужения. Авторство приписывается церковному поэту по имени Косма Маюмский, жившему в VIII столетии. Молитва всегда сопровождается особым припевом «Честнейшую херувим».

«Милующая» святыня Пречистой Девы помогает в следующем:

Верующему чрезвычайно важно признать собственную вину и заглушить гордость, не позволяющую адекватно подойти к решению. Она лечит душу и тело от лени, которая отталкивает человека от посещения храмов.

Интересно! После Трулльского Собора 691 года в византийской столице Афон, родина иконы «Милующей» Богородицы, стал местом исключительно монашеским. Многие христиане, испытавшие гонения со стороны магометан, устремлялись на эту Священную Гору.

Пречистая Дева отличается бесконечным милосердием, понимает каждого прихожанина и способна изменить судьбу. К ней стекается большое количество народа: они просят об исцелении тела и сердец. В Летописях описано множество чудесных событий, которые происходили по воле Богородицы.

Читайте так же:  Молитва к иконе Богородице барская

Прошение для каждого верующего уникально, к святыне разрешено обращаться, как получается. Можно прикладываться к лику. Священнослужители утверждают, что она понимает все языки.

Нельзя опускать руки, следует практиковать ежедневную молитву перед образами Христа, Девы Марии и святых угодников.

В конце VII столетия благородному монаху Петру во сне явилась Божия Матерь, которая поведала, что домом её будет Афон и Святая Гора. Преподобный инок прибыл в то место, которое указала ему Дева Мария, и провел в здешней пещере около 50 лет. Сама святыня чудесным образом оказалась там, где обещала найти прибежище.

Читайте о других Богородичных иконах:

Предание о «Милующей» Пречистой Деве гласит: в X веке рядом с афонским монастырем, в пещере поселился некий престарелый монах с послушником. Однажды старец собрался в церковь, наказав ученику провести вечернюю службу в келье. Когда пришла ночь, послушник услышал стук и, отворив, увидел монаха, которого с большой любовью пригласил в обитель.

Гость и ученик старца начали совместную ночную службу. Когда пришел черед восхваления Пречистой Девы, оба смиренно обратились к «Милующей» святыне и стали воспевать «Честнейшую Херувим». Молодой ученик приметил, что незнакомец обращается к святыне иным образом, впереди ставя молитву «Достойно есть». Монах пел прекрасным голосом, а икона засияла чудесным светом. После этого незнакомец записал текст молитвенного обращения «Достойно есть» на плите из камня, представился Гавриилом и незаметно исчез.

Этот чудотворный лик перенесли в соборный храм Афона, где она и сегодня стоит на божественном алтаре. Она излучает милосердие и благодатные дары, а также исцеляет всех желающих.

Важно! Икона «Достойно есть» обладает колоссальным авторитетом в православной традиции и имеет чрезвычайное значение. Пречистая Дева так милосердна и добра, что прощает самые тяжелые грехи.

Верующий, искренне просящий о благополучии у святыни, несомненно, обретет желаемое. Большое количество людей возлагает на неё надежды и видит, как Богоматерь производит огромное количество чудесных деяний.

Архангел Гавриил учит инока песнопению «Достойно есть». Икона XX-XXI в. Греция (?)

Достойно есть (греч. Ἄξιον Ἐστί) — первые слова известной молитвы ко Пресвятой Богородице и название одновременно прославившегося Её образа

Празднование иконе 11 июня и в понедельник Светлой Седмицы (Греч. [1])

Полный церковнославянский текст молитвы:

Песнопение-молитва «Достойно есть» составлено из двух частей различного происхождения.

Более древней является вторая часть — «Честнейшую херувим». Это — ирмос трипеснца Великой Пятницы, написанный в VIII веке преподобным Космой Маиумским. «Честнейшую херувим» — это прославление Божией Матери, Которая родила «без истления», то есть девственно, Бога-Слово. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов — херувимов и серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Иногда оно употребляется в богослужении само по себе — т.е. без начальной части.

Начальная часть — «Достойно есть» — была чудесно открыта Афонскому послушнику в воскресенье, 11 июня 982 года. Это произошо в келлии старца-священноинока, которая стояла в овраге при потоке, в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор. В то время старец-священноинок оставил своего послушника в келлии одного. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок, назвавшийся смиренным Гавриилом и попросившийся на ночлег.

Наутро оба они встали на молитву перед стоявшей в келье иконой Божией Матери «Милующая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим. «, но незнакомец неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя сначала слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего.» Когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамента, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет.

Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Старец сразу же понял, что приходил в келию архангел Гавриил. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на Соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть,» а плиту со словами молитвы отправили патриарху Николаю в Константинополь как свидетельство чуда. Келья Успения Богородицы, в которой архангел открыл молитву «Достойно есть», сохраняется поныне и принадлежит Пантократорскому монастырю.

С того времени песнопение «Честнейшую херувим» было дополнено припевом «Достойно есть» и стало одним из любимых православных песнопений – оно поётся во время каждой Божественной литургии. Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается или поётся в самом конце.

Икона Божией Матери «Достойно есть». Ок. Х в. (?) Храм Успения Богородицы в Протате, Карея, Афон

Икона Божией Матери известная как «Милующая» (или «Милостивая») со времени вышеописанного чудесного явления X века стала также называться «Достойно есть». Ей было установлено празднование 11 июня, в день чудесного явления архангела Гавриила.

Икона Божией Матери «Милующая, или Достойно есть». Санкт-Петербург. Храм Смоленской иконы Божией Матери

По иконографии этот образ представляет поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Вскоре после чуда икону с почетом перенесли в Протат, в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне. Во второй половине XX века икону стали впервые вывозить за пределы Афона. В первый раз это произошло в 1963 году, когда по случаю тысячелетия Святой Горы икону вывезли в Афины. Затем икона бывала в 1985 году в Фессалониках, осенью 1987 года снова в Афинах, осенью 1994 года в Ларнаке на Кипре.

Читайте так же:  Снятие порчи заговоры и молитвы
Икона Божией Матери «Достойно Есть» с избранными святителями (Тихон, патр. Московский, Рафаил, еп. Бруклинский, Иннокентий, митр. Московский, Мардарий, еп. Либертвильский, Иоанн, архиеп. Сан-Францисский и Николай, еп. Жичский). Автор протод. Павел Дроздовский (2018). Храм в г. Эммаусе, Пенсильвания, США

В России списки с чудотворного образа имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь этой иконы величественный псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список.

Отце́в все Афо́нское мно́жество, / собери́теся, ве́рно пра́зднующе, / днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии, / Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется. // Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.

Притеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием / к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице / и умиле́нно воззове́м к Ней: / низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя: / град сей изба́ви от вся́каго обстоя́ния, / мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.

Пра́зднует днесь весь Афо́н, / я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно / Тебе́, Чи́стей Богома́тери, // Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Всецари́це: / досто́йно есть, я́ко вои́стинну, / блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, // и Ма́терь Бо́га на́шего.

  • Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах, М., 1902 (репринт: Сергиев Посад, 1997), с. 13-23.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, с. 219-220.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милующая» или «Достойно есть» молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» находится в столице Афона городе Карее на горнем месте алтаря соборного храма. Время ее явления определяется 980 годом, прославления – 1864 годом. Эта икона особо почитается благодаря следующему случаю.

Храм Протата, здесь в алтаре находится икона «Достойно есть».

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. », но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…».

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Данная икона находится на головном месте алтаря в Успенском соборном храме города Карее — столице Афонского монашеского государства. Дата явления 982 год, а 1864 год — прославление. Знаменитой и особо почитаемой икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») сделал следующий случай.

В районе Карее в одной из пещер в X веке обитали православные старец и послушник. В 982 году в воскресную ночь 11 июня иеромонах отправился в обитель на всенощное бдение. Пономарь остался один. Ночью в дверь его кельи постучал незнакомец. Неизвестный инок не вызвал удивления у послушника — собратья часто проведывали друг друга. Послушник поклонившись, с вежливостью предложил воды. Наступило время всенощной. Они вместе исполняли псалмы, встав на колени перед иконой Божьей Матери «Милующая». Наступил час петь «Честнейшую Херувим». Таинственный странник сказал, что в их землях поют иначе. Перед словами «Честнейшей» добавляют «Достойно есть…», обращаясь к иконе Богородицы.

Послушав гостя, они вместе начали исполнять предложенный им вариант молитвы. В это время икона Божией Матери Милующая засияла великолепным божественным светом. Воспитанник старца плакал от радости. После этого он стал умолять гостя записать эти замечательные слова. Неизвестный взял камень, который под его пальцами стал мягкий, словно восковая свеча и начертал рукой молитву. Гость представился смиренным Гавриилом и исчез.

Скрижаль с чудесно начертанными словами молитвы была перевезена в Константинополь, для свидетельствования божественного чуда. Саму икону «Достойно есть» Милующую с большими почестями доставили в соборный храм Карее, где она и находится до сегодняшнего дня. В православных храмах России имеется большое количество списков иконы «Достойно есть» значение которой высоко ценится в православном мире. В знак почтения был возведен великолепный храм в Галерной гавани (Петербург). Здесь была установлена чудотворная икона «Милующая», присланная с Афона. В настоящее время список иконы находиться в Санкт-Петербурге в Смоленской церкви. Около двух тысяч лет чудотворный лик Милующей Богоматери освещает весь православный мир и пользуется большим почтением.

Читайте так же:  Молитва иконе неувядаемый цвет значение

Прежде, чем обращаться за помощью к Божьей Матери, молиться на икону «Достойно есть», стоит хотя бы немного поинтересоваться ее историей. Слова, оставленные архангелом Гавриилом, во время посещения монашеской кельи, дошли до наших времен, благодаря тому, что были начертаны на каменной стене, словно на листе бумаги. Первое трактуется как «справедливо» или «по закону», следующее означает «существую». В правдивости оставленных фраз нельзя сомневаться, поскольку они дошли до наших дней из первоисточника.

Чудотворная икона обладает большой силой.

Обращение к ней способно отпустить даже самые тяжелые смертные грехи, но только при одном условии – молящийся человек осознал вину и раскаивается

Поэтому о чем молиться иконе Божией Матери «Достойно есть» каждый выбирает сам, исходя из потребности.
Часто гордость становится причиной больших проблем, очень сложно принять и осознать равенство всех людей. Если заметили за собой, что пренебрежительно относитесь к окружающим, считаете себя лучше или выше их, то необходимо просить прощения, поскольку тщеславие, гордыня входят в семь смертных грехов.

Икона «Достойно есть» с изображением Богородицы избавит душу от греховных заблуждений, очистит ум от неправильных убеждений.

Зависть – чувство разрушающее душу, она способно довести до большой беды. Избавить от негативных мыслей – вот в чем помогает икона Божией Матери «Достойно есть». Она поможет доброжелательно относиться к счастливым людям, не желать им зла, не завидовать чужим успехам.
Чревоугодие опасно для тела, души. Тем, кто утратил чувство меры, нужно молиться у иконы «Достойно есть». Это поможет испытывать радость даже от простых вещей, не стремясь к богатству и роскоши как единственной цели в жизни.

Если резюмировать, то данный образ способствует личному прогрессу в вере и избавляет верующих от грехов. Само явление образа связано с трудным подвижничеством и смирением, архангел Гавриил явился смиренному иноку и даже самого себя назвал смиренным, тем не менее, оба они стали свидетелями чуда.

Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим.

Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего.

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Икона Божией Матери
«Достойно есть»
Дата появления X век
Местонахождение Успенский собор в Карее, Афон
Дата празднования 11 июня по юлианскому календарю
Медиафайлы на Викискладе

«Досто́йно есть» (др.-греч. Ἄξιόν ἐστιν [1] [2] [3] , греч. Άξιον εστίν ) — православная молитва, широко употребительная в богослужении. Авторство текста церковная традиция приписывает Косме Маюмскому.

Молитву Достойно есть всегда сопровождает припев «Честнейшую херувим» (который также используется как припев евангельской песни Богородицы и как самостоятельное молитвословие).

В IX веке Богородицу величали песнопением, составленным в VIII веке Козьмой Маюмским (в церковнославянском переводе):

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

По преданию, 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

А уже после этого пропел — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез. (По этой причине молитву «Достойно есть» называют также «архангельской песнью»).

Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг в конце X века установил прибавить к «Честнейшую Херувим…» ангельскую песнь «Достойно есть…». С тех пор используется архангельская песнь «Достойно есть…», а икона, именовавшаяся «Милующая», пред которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных.

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дице, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю во и҆́стинꙋ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждьшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ. [5] Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
  1. Поётся на литургии Иоанна Златоуста после Евхаристического канона, сопровождаемого песнопением «Милость мира».
  2. После канона на Утрени в будние дни.
  3. При торжественной встрече архиерея перед Литургией.
  4. При окончании разных чинопоследований, а также в конце учебных занятий, после благодарения за пищу, в молитвах на сон грядущим, и в подобных случаях.
Читайте так же:  Сильная молитва на работу мужа

Многоголосные обработки (гармонизации) одноголосных распевов (разной традиции, старейшие принадлежат XVI в.) в XIX—XX вв. осуществляли церковные композиторы А. Ф. Львов, А. Д. Кастальский, Н. Н. Черепнин, П. Г. Чесноков и многие другие.

Популярность приобрели авторские сочинения на текст молитвы, которые создали Д. С. Бортнянский, П. И. Чайковский, А. А. Архангельский.

Именем молитвы названа чудотворная икона Божией Матери, хранящаяся в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы — Кареи. С иконой предание связывает обретение песнопения «Достойно есть…».

Празднование иконе совершается 11 (24) июня.

Среди многих сотен образов Богородицы совершенно особое почитание заслужили те, что произошли с Афонской горы. С иконой «Достойно есть» связана невероятная история, которую бережно сохранило церковное предание. Неразрывная связь с известной молитвой придает глубокое значение и образу, и самим словам хвалебной песни.

История дошла к нам из глубины веков: жил в афонской пещере монах, однажды ушел он на службу, а молодого послушника оставил в келье. Время было вечернее, вдруг в дверь постучали. Юноша не удивился — гора Афон населена монахами, бывают здесь и паломники, иногда они просятся на ночлег друг к другу. Гости вместе стали молиться. Когда монахи начали величать Богородицу, гость предложил к традиционным стихам добавить слова:

Все это произошло перед иконой Божией Матери, которая стала излучать чудесный свет. Молодой инок попросил записать прекрасные слова. Когда не оказалось бумаги, гость начертал их прямо на камне. Он попросил научить этой молитве всех христиан. Сотворив это чудо, гость исчез. Все православные сегодня наизусть знают хвалебную молитву, которая затем стала частью богослужения.

Прозорливый старец потом сказал, что в келью к нему наведался сам архангел Гавриил. Икону с тех пор стали именовать первыми словами ангельской песни. Образ был перенесен в монастырский Успенский храм (Карея), где пребывает до настоящего момента. По вере многие получают перед ним исцеление от духовных и телесных болезней.

Прошло уже почти тысячелетие с того чудесного визита, а икона «Достойно есть» («Милующая») все еще находится на Афонской горе. Только несколько раз монахи вывозили ее в Грецию, чтобы дать верующим возможность поклониться святыне — посетила Царица Небесная Афины, Салоники, Кипр. Обычно же стоит она в алтаре соборного храма. Дважды в год монахи устраивают крестный ход вокруг острова, и те иноки, которые на него не приходят, бывают наказаны свыше (то пожар случался, то грабеж).

Списки иконы были отправлен и в Россию. Один находился в Санкт-Петербурге, там действовал храм Милующей Иконы, который в настоящее время находится на реставрации. Другой список подарен подворью Троице-Сергиевой Лавры. Сделали его иноки Никольского скита. Прославилась чудесами копия, находившаяся в Вятской губернии. Имеется образ в иерусалимской духовной миссии. Москвичи могут поклониться иконе в Даниловом монастыре (она находится в соборе), в Ильинском храме (Обыденский переулок).

Человек во время жизненного пути не одинок — по крайней мере, верующий. Рядом с ним всегда пребывает Ангел-хранитель, Божия Мать и Сам Господь. Обращаться за помощью надо при помощи молитвы, традиционно православные делают это возле святых икон. В чем помогает икона «Достойно есть»:

  • успешно завершить начатое предприятие (можно заказать молебен);
  • обрести здоровье;
  • наладить отношения в семье;
  • получить прощение грехов — даже очень тяжких, называемых смертными.

Прибегать к Божией Матери можно даже в самых безнадежных ситуациях, потому что она известна своим терпением, усердием в молитве, всепрощающим отношением к грешникам.

Размышляя о значении иконы «Достойно есть», надо сначала внимательно вдуматься в слова похвалы. Всего два коротких стиха, но в них заключена целая богословская программа.

  • Достойно славить Тебя, непорочную и блаженную Божию Мать.
  • Слава твоя больше, чем Серафимов, ты достойная высшего почитания, чем Херувимы.
  • Ты родила Бога-Слово, не нарушив чистоту.
  • Мы величаем Тебя как Богородицу.

Таков смысл стихов, которые верующие привыкли слышать на церковнославянском языке (хотя оригинал звучал на греческом).

По мнению искусствоведов, оригинальная икона, перед которой впервые была произнесена новая молитва, являлась обычным поясным изображением Богородицы. Младенец сидел на правой руке, прильнув к Матери. После произошедших событий в образ были внесены соответствующие коррективы. На полотне появились фигуры ангелов — на уровне голов слева и справа. Они простирают руки к Христу и св. Марии.

Ангелы указывают на то, что молитва была прислана прямо с небес на грешную землю, как милость. Ведь повторяя такую короткую и приятную для слуха молитву, можно спасти свою душу, да и многих вокруг. Как говорил один старец, если спастись самому, вокруг спасутся тысячи. Недаром второе название иконы «Достойно есть» — «Милующая».

Головы Богородицы и Младенца украшены коронами. Взгляды обоих направлены на свиток — его держит Христос в правой руке. На нем написаны слова библейского пророчества о Спасителе — Царе мира.

Икона Божией Матери «Достойно есть» становилась и сюжетом для храмовых росписей в 17 в. Там сюжет разворачивался, как правило, более пространно, поскольку авторы не были жестко ограничены размером доски. Богородица здесь изображена уже в полный рост, держащей Богомладенца на руках. Вокруг присутствует ангельский мир, святые. Над Божией Матерью в облаках предстает Бог-Отец (позже постановлением одного из соборов изображать Первое лицо Святой Троицы в виде старца было запрещено).

Вокруг Св. Марии писался также текст молитвы «Достойно есть». Изображался такой сюжет и на сосудах, которые называются панагиарами. Предназначались они для хлеба, освященного в честь Богородицы. После трапезы в монастырях его раздавали каждому монаху.

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородице перед ее иконой феодоровская

О чем молиться иконе «Достойно есть»? Мысли любого верующего должны быть направлены, в первую очередь, на спасение своей души. Помиловать, спасти от вечного огня — вот о чем надо умолять Царицу Небесную и Господа Христа. Только потом можно просить о каких-то бытовых нуждах. Никогда не следует жаловаться на других, требовать их наказать, пытаться заставить близких поступать по-своему при помощи молитвы. Это уже больше похоже на колдовство, а не на молитву, угодную Господу.

Молиться следует, прежде всего, об исправлении собственных недостатков.

  • Гордыня. Начало многих других отрицательных качеств, «мать всех грехов», как говорят святые отцы. Высокомерное отношение к другим мешает увидеть достоинства, искренне любить, уважать близких.
  • Лень. Современные люди настолько изнежены, что часто малейшие препятствия кажутся им непреодолимыми. Царица Небесная при жизни много работала (обычную воду в древнем Израиле приходилось носить издалека), поэтому она научит трудолюбию, терпению, пошлет сил.
  • Гнев. Признак того, что человек не примирился с собой, а значит, и с Господом. Может перерасти в зависть, нетерпение, злобу к окружающим. Необходимо молиться особенно усердно, Господь усмирит будущие в душе страсти.

Сначала надо прочитать молитвы, специально написанные для почитания пресвятой иконы «Достойно есть». Не стоит забывать и о песнопении, давшем иконе название. Если нет слуха, петь необязательно. Простого чтения будет достаточно.

Молитва «Достойно есть» также может использоваться совершенно самостоятельно, читать ее можно в дороге, в моменты, когда выдается свободная минутка. На чтение по четкам необходимо брать благословение. Обычно священники лишь поощряют желание молитвенных подвигов, если оно возникает. Только надо приготовиться к тому, что демоны будут всячески препятствовать укреплению этой новой привычки. Нельзя сдаваться, надо молиться ежедневно. Тогда Господь обильными дарами благословить всю земную жизнь.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

С иконой предание связывает обретение песнопения «Достойно есть…».

Перейти к навигации Перейти к поиску

«Достойно есть» — православная молитва, широко употребительная в богослужении. Авторство текста церковная традиция приписывает Косме Маюмскому.

Молитву Достойно есть всегда сопровождает припев «Честнейшую херувим» (который также используется как припев евангельской песни Богородицы и как самостоятельное молитвословие).

В IX веке Богородицу величали песнопением, составленным в VIII веке Козьмой Маюмским (в церковнославянском переводе):

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

По преданию, 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения.

«Достойно есть». Икона афонского письма XIX в. неизвестен, Public Domain Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

А уже после этого пропел — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез. (По этой причине молитву «Достойно есть» называют также «архангельской песнью»).

Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг в конце X века установил прибавить к «Честнейшую Херувим…» ангельскую песнь «Достойно есть…». С тех пор используется архангельская песнь «Достойно есть…», а икона, именовавшаяся «Милующая», пред которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных.

«Достойно есть» неизвестен, Public Domain

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод Транслитерация церковнославянского текста русскими буквами Старообрядческий перевод Русский перевод
Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ. Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дице, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю во и҆́стинꙋ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждьшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ. Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: неизвестен, Public Domain.

Достойно есть молитва история
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here