Пятница – священный день. В этот день мусульманам рекомендуется воздержаться от занятия торговлей и прочими мирскими делами. Каждый мусульманин должен посетить мечеть, послушать проповедь и вознести молитву в обществе единомышленников.
От этой обязанности освобождаются больные, дети, женщины, мусульмане, которые находятся в пути.
Требования для правильного совершения пятничного намаза:
Как читать пятничный намаз
- молитва должна возноситься в мечети, в населенном пункте, во время полуденного намаза;
- перед намазом обязательна проповедь;
- помимо имама в молельном зале должны присутствовать не менее 3 мужчин;
Порядок совершения пятничного намаза
- После первого призыва на молитву, каждый присутствующий должен совершить 4 ракаата сунны в том порядке, как это обычно делается во время полуденного намаза. Должно присутствовать намерение совершить именно пятничный намаз.
- После второго призыва на молитву, имам читает проповедь.
- После окончания проповеди читается икамат и совершается 2 ракаата фарда. Эта делается коллективно, вслед за имамом. Соответственно, намерение должно быть о совершении 2 ракаата фарда за имамом. Порядок совершения фарда — как и во время утреннего намаза.
- Затем опять совершаются 2 ракаата сунны пятничного намаза с соответствующим намерением. Совершаются, как и во время полуденного намаза.
Теперь вы знаете, как совершать пятничный намаз.
Рекомендуется готовиться к намазу еще в четверг и посвятить часть ночи прославлению Аллаха. На рассвете, в пятницу, необходимо выполнить полное омовение. А прийти на молитву в мечеть лучше пораньше
Пятница – лучший и священный день недели и праздник для мусульман. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела – так будет лучше для вас, если бы вы только знали» («Аль-Джуму’а», аят 9). В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе».
Пятница начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне.
Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (праздник жертвоприношений – Ид аль-адха, и праздник окончания поста – Ид аль-фитр), а также день Ашура. Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нем многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в нем же Он переселил его на Землю, и умер Адам в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр. В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня Ада шестьсот тысяч человек. Верующий, который умрет в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха, и будет защищен от могильных мук.
Ангелы называют пятницу днем обилия, потому что Всевышний Аллах в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для вечной жизни, не занимаясь мирскими делами, кроме крайне необходимого. Конец Света также наступит в пятницу. А обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха – тоже по пятницам.
Начиная со времени предзакатного намаза в четверг, желательно готовиться к пятнице. В это время принимается и мольба. В ночь на пятницу и днем желательно благословлять Пророка (мир ему и благословение) не менее 300 раз. В хадисе сказано: «Самым ценным днем недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».
В пятницу желательно (сунна) соблюдать пост (выразив соответствующее намерение накануне вечером). Но нежелательно соблюдать пост только в пятницу, следует поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу. Также желательно раздавать добровольные пожертвования (садака), постараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу.
С рассвета желательно совершить полное ритуальное купание, постричь волосы и ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (лучше новую) парадную одежду, т. е. заняться личной гигиеной. Рекомендуется принять участие в собраниях, где ученые-богословы рассказывают о нашей религии.
Для дееспособных, свободных и достигших половой зрелости мужчин является обязательным (фарз) участвовать в коллективной пятничной молитве, если они проживают в населенном пункте, где совершают эту пятничную молитву. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза — обязательство для каждого мукалляфа (совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, если он не имеет уважительной причины, позволяющей не участвовать в пятничном намазе)».
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до ее окончания.считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза. В каждом населенном пункте он выполняется коллективно в одной соборной мечети, во время полуденного намаза. То есть вместо четырех ракаатов полуденного намаза выполняются только два ракаата. Если соборная мечеть переполняется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети. Однако в некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением, или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-х ракаатный полуденный намаз.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до ее окончания.
На пятничную молитву лучше отправиться пораньше. Согласно хадису, тот, кто отправится на пятничную молитву в течение первого часа дня, получит воздаяние как за раздачу в виде милостыни верблюда, кто отправится во втором часу дня – как за быка, в третьем – как за барана, в четвертом – как за курицу и в пятом часу – как за яйцо.
Для совершения пятничного намаза сунной является занять место в первом ряду. Пятничный коллективный намаз способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Он также служит искуплением за грехи мусульманина, совершенные им в течение недели.
Основы исламского вероучения.
Джума-намаз (араб. صلاة الجمعة — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва для мужчин. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали…» (Сура 62 Джума, аят 9)
В хадисе от Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». (Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321)
Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной молитвы). Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому после совершения пятничной молитвы нельзя совершать и зухр.
Обычное время пятничной молитвы — время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророкﷺ начинал пятничную молитву и раньше этого времени.
Посланник Мухаммед (саллалаху алейхи вассалам) придавал особое значение пятнице. Этот день был особо ценен по сравнению с остальными днями недели. Об этом свидетельствуют хадисы Мухаммада (с.а.в.), один из которых гласит:
«Самым благословенным днем, рожденным под этим солнцем, является день пятницы. В пятницу был создан наш праотец Адам (мир ему), в пятницу он был помещен в Рай, в пятницу он был выведен из Рая. И Конец Света наступит также в пятницу».
Как говорил Пророк (с.а.с.), в пятницу Всевышний может простить 600 грешных душ по своему усмотрению, и для того, чтобы попасть в их число, мусульманин должен обязательно прийти в этот день в мечеть в чистой одежде с омовением тела и очищенным от мирских проблем разумом и совершить пятничный намаз (джума намаз).
О чистоте тела перед намазом повествует хадис: «Каждый мусульманин один раз в неделю должен начисто вымыть голову и все тело – это для него повеление Аллаха».
В пятницу каждый мусульманин должен произносить искренние слова покаяния за совершенные грехи, очищая тем самым свою душу.
О возвышенном значении пятницы говорится в хадисе от Ибни Аббаса и Ибни Умара :
«Пятница, – самый благостный и наиболее священный из всех дней. У Аллаха этот день более благостен чем день Фитра (Праздник Рамадан) и чем день Нахра (Праздник Курбан)».
Джума намаз совершается коллективно и только в мечетях во время полуденной молитвы («Зухр»).
Мусульманин, пришедший на молитву в мечеть должен в внимательно и молча выслушать проповедь вааз и следующий за ней Азан (призыв к молитве). После этого совершаются 4 ракаата сунны. Далее приходит время для второго Азана и обязательной проповеди Хутбы. После проповеди под руководством имама совершается 2 ракаата фарда и затем мусульмане отдельно совершают оставшиеся 4 ракаата сунны. По завершении молитвы имамом произносится дуа.
Структура совершения ракаатов «Джума» намаза схожа со структурой совершения молитвы «Зухр».
Пятница ( аль-джум‘а ) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно ( фард ) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُون. فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللهِ وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены» [1] .
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2] .
«Если один из вас собирается на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение (гусль)» [3] .
«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующейпятницы и еще за 3 дня» [4] .
«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), тоэто лучше» [5] .
Пятничный намаз (аль-джум‘а) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.
Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) [6] .
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:
«Между каждым азаном и икаматом есть намаз»,после чего добавил: «Для тех, кто хочет» [7] .
«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» [8] .
Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а) выполняется только коллективно.
Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:
Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).
Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):
Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);
Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;
Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а) от религиозного руководства мусульман данной местности;
Пятничный намаз (аль-джум‘а) намаз должен проводиться в населенном пункте.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А)
После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).
После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).
После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Всевышнего Аллаха».
[1] Св. Коран, 62:9-10.
[2] Абу Дауд, «Салят», 208, 209.
[3] Аль-Бухари, «Джум‘а», 2, 5; Муслим, «Джум‘а», 1, 2, 4.
[4] Муслим, «Джум‘а», 27; Абу Дауд, «Салят», 203.
[5] Ат-Тирмизи, «Джум‘а», 5; Абу Дауд, «Тахарат», 128.
[6] Ибн Маджа, Икама, 94.
[7] Бухари «Азан», 14,16; Муслим, «Мусафирин», 304.
[8] Муслим, «Джум‘а», 40; Ибн Маджа, «Масаджид», 17.
Как правильно совершать пятничный намаз?
Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.
Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)
Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:
«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)
Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Следовательно, в этот день желательным является совершение полного омовения. Также пятницу лучше всего провести в поминании Всевышнего, читать Коран, давать садака, возносить Всевышнему дуа. (Подробнее — 8 дел, которые нужно совершить мусульманину в эту пятницу)
Правила совершения пятничной молитвы
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.
Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».
Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.
Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.
Вопрос: Ассаламу Алейкум, братья! Напишите мне подробно как совершить джума (рузман) намаз в пятницу, что и как должен делать и так далее. (не оставляйте без внимания братья это сообщение, очень нужно ваше мнение, так как трудно еще где то найти знающих братьев ханафитов) Раджаб
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Пятничный намаз — это обязательный (фарз) намаз, совершаемый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:
— вуджуб — условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);
— сыххат — условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.
ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом);
2. Быть свободным человеком (не пленным и не заключённым);
3. Быть мукымом (не путником);
4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было пойти на коллективный намаз);
6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным);
7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, цунами, торнадо и т.п.
Видео (кликните для воспроизведения). |
СЫХХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА
1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено).
2. Проведение пятничного намаза правителем или его представителями.
3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.
4. Выступление с проповедью — хутбой перед джамаатом.
5. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.
6. Общедоступность места совершения пятничного намаза.
НАМЕРЕНИЕ СОВЕРШИТЬ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ
В отношении первых четырёх ракаатов делается намерение на «совершение первой сунны пятничного намаза». Последующие два ракаата, выполняемые во главе с имамом, являются фарзом пятничного намаза.
Выполняемые после этого четыре ракаата — последние сунны пятничного намаза. Совершаемые после этого ещё четыре ракаата именуются «зухр ахир». Ният к ним делают так: «Намерился исполнить являющийся для меня фарзом, но ещё не выполненный мной фарз последнего полуденного намаза». (См. Гыйбадате Исламия)
Если намерение будет выражено в указанной форме, то в случае, если пятничный намаз по причине невыполнения каких-либо его условий не является действительным, будет считаться, что совершён хотя бы полуденный намаз, а если будет засчитан, то «зухр-ахир» зачтётся как самый последний пропущенный (када) полуденный намаз. Намерение к двум ракаатам, выполняемым после «Зухр-ахир», совершают как намерение к сунне времени.
Если эти десять ракаатов, следующих за фардом намаза джума, не будут совершены, и из-за каких-либо упущений в выполнении обязательных условий, пятничный намаз не будет засчитан, то подлежащим возмещению (каза) позднее окажется и полуденный намаз этого дня. Поэтому не следует отказываться от выполнения после фарза этих десяти ракаатов.
Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.
Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:
- Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
- Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
- Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
- На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
- Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.
Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.
Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .
Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:
- Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
- Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.
Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.
Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).
Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!
Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).
В Своей Книге Господь миров сказал следующее:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.
Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.
1. После азана молящийся обычно произносит дуа:
«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».
Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».
2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.
3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.
4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.
6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.
Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.
Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.
Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.
Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.
Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.
Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).
Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.
Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.
По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.
Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].
Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.
Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Первый азан.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].
Первая проповедь
Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.
Второй азан.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь
Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].
Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].
Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.
По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.