О созерцательной молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: о созерцательной молитве - подобранную специально для Вас!

Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 230).

Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно устную молитву, и молящийся в созерцании изумевает, цепенея телом (прп. Исаак Сирин, 58, 07).

и такой мере выше , в какой совершенный человек выше несовершенного отрока (прп. Исаак (Сирин, 58, 07).

Блаженны те, которые всегда имеют отверстым мысленное око душевное и во время каждой молитвы своей видят свет, потому что они стали равночестны с Ангелами. Если же они таковы, еще в сей находясь жизни, еще будучи связаны телесною плотин), то каковыми же будут они по Воскресении, после того как восприимут духовное оное и нетленное тело? Всеконечно, они будут тогда не Ангелам только подобны, но Самому Владыке Ангелов, Христу Господу, как написано: вемы, яко, егда явится, подобии Ему будем (1 Ин. 3, 2) (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 58).

Не в определенное время и не в определенном месте совершается таинство молитвы. Предел молитвы есть неподвижное пребывание ума в Боге. (прп. Никита Стифат, 93, 134).

. Находит дух молитвенный, но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и не властна править собой. в отечниках пишется, что кто то стал на молитву перед своей вечерней трапезой, а опомнился уже утром (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 241).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Встав утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.

Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол. 3, 16) Слова: псалмами, славословием и духовными песнями определяют молитву словесную, молитвословие, а слова во благодати воспевая в сердцах ваших Господу — молитву внутреннюю, умно-сердечную.

Чувство к Богу и без слов есть молитва. Слово поддерживает и иной раз углубляет чувство.

Храните этот дар бывшей вам милости Божией. Как? Более всего смирением, приписывая все благодати, себе же ничего. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится и, если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда — плач и вопль многий. Второе — чувствуя себя землею и пеплом, будьте так, как теперь, то есть ни к чему не обращаясь без нужды ни мыслью, ни сердцем. Все с Господом. Мало-мало умалится внутреннее горение, тотчас спешите его восставить в силе. Господь близ. С соболезнованием и страхом обращаясь к Нему, тотчас получите.

Молитва имеет разные степени. Сначала она есть только словесная молитва, но вместе с нею должна идти, ею разогреваться и поддерживаться молитва ума и сердца. Умно-сердечная молитва получает затем самостоятельность и является то делательной, напрягаемой своими усилиями, то самодвижной, находящей. В последнем виде она есть то же, что показанные влечения внутрь пред Бога: бывает современна им и из них развивается. Когда потом состояние, в котором бывает душа во время тех влечений, станет постоянным, тогда умно-сердечная молитва становится непрестанно действующей. При этом прежние временные влечения перерождаются в состояние созерцания, при которых и из которых тогда раскрывается и созерцательная молитва. Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцательный, так что их уже будто нет в нас.

У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва.

Явный, очевидный грех – еще не самая большая опасность для Церкви и христианина. В борьбе с ним мы достаточно опытны. Настоящая опасность кроется там, где начинает вырождаться добродетель. Видимость добра может очень долго вводить в заблуждение.

Это искушение становится явным тогда, когда служение, имеющее целью привести других к Богу, самого служителя уводит от Бога, уводит от молитвы. Эта опасность появилась не в наши дни, она родилась вместе с христианством. Уже апостолы, почувствовав, что социальное служение начинает преобладать над благовестием, заявили: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»[i] (Деян 6, 4).

Некоторые современные попытки достичь созерцательной молитвы страдают тем, что мы заранее недооцениваем трудности и слишком быстро ожидаем успеха. Все ценное и поистине великое требует времени, терпения и упорного труда. Духовные достижения, которые находятся в тесной связи со всем образом жизни человека, совсем не воспринимаются как результат собственных усилий. Когда же, наконец, почти к нашему собственному изумлению, мы достигаем определенных высот, это воспринимается как подарок. Человеку вдруг дается то, к чему он так долго и безуспешно стремился. Следует ожидать, что во время молитвы проявится похожая закономерность: из опыта веры мы знаем, что христианская молитва становится возможной только благодаря действию Божьей благодати. Обучение молитве и дальнейшие упражнения в ней играют достаточно ограниченную роль.

Многие святые, которых Господь возвел на вершины молитвы, подарили христианскому миру подробные руководства к молитвенному деланию. Как учителя молитвы они призваны воспитывать учеников. Некоторые, однако, испытывают страх перед объемными книгами, считая, что не имеют ни сил, ни необходимости изучать столь серьезную литературу, и даже не предполагают, сколь много при этом теряют. Книги святых написаны словно огнем, они какие угодно, но только не скучные. Своей самобытной силой они полностью захватывают читателя. Это переживают верующие, которые знакомятся с трудами св. Терезы Авильской[v] или св. Терезы из Лизье[vi], св. Иоанна Креста[vii] или св. Франциска Сальского[viii] либо впервые берут в руки «Подражание Христу»[ix]. Некоторые уже давно приобрели «Подражание Христу» и несколько раз принимались за чтение, но каждый раз, впадая в уныние, откладывали в сторону. Для книг, написанных святыми, для восприятия разговора человека с Богом душа должна быть подготовлена. Не каждую минуту мы можем понимать язык огня.

Книга духовных упражнений св. Игнатия[x] в сравнении с трудами мистиков, напротив, кажется слишком сухой и трезвой. И только при ближайшем рассмотрении открывается ее богатство. Прежде всего, это книга упражнений, и только благодаря тренировке мы постигаем ее мудрость, вернее, достигаем того, что является целью книги: встречи с Богом. Также и Священное Писание не дает теоретического учения. В нем Господь чаще всего говорит: делай это или то. И именно в действии происходит встреча с высшей Мудростью. Так и эта краткая «Школа молитвы» может принести плоды, только если вы сами будете молиться. Свет познания сопутствует действию, а не пустым раздумьям. Только в действии формируется восприятие нового Света.

Читайте так же:  Молитва на каждый день от сглаза и порчи

Псалмы также являются боговдохновенными и потому на все времена актуальными молитвами. Они содержат еще не совершенное благочестие Ветхого Завета, они говорят с нами образами и выражениями давно минувших дней и повествуют о великих делах и событиях жизни древнего избранного народа: о войнах, голоде, храмовых торжествах, страданиях в изгнании, прошениях за царя и победном ликовании. Все это несет в себе скрытый, обращенный к новому народу Божьему смысл, но этот смысл еще только должен открыть для себя молящийся христианин. Именно молящийся псалмами подвергается опасности твердить лишь заученные формулы, подобные «многословию язычников». В конечном итоге, каждая молитва коренится в личной встрече с Богом, и эта встреча – встреча без слов. Поэтому в нашей книге мы ограничимся именно этой свободной, внутренней (созерцательной) молитвой.

Из книги Эрих Пуцик. Школа созерцательной молитвы. Гатчина, 2009

[i] В немецком переводе: «Мы же хотим полностью посвятить себя молитве и служению слова» (Прим. пер.).

[ii] Св. Бернард Клервоский (1090-1153) – французский монах-цистерцианец, аббат, Учитель Церкви (Прим. пер.).

[iii] бл. Евгений III (в миру – Бернард Паганелли) – Папа Римский с 1145 по 1153 г. (Прим. пер.).

[iv] Луи Лалльман (1588-1635) – французский священник-иезуит, автор трудов по богословию духовной жизни (Прим. пер.).

[v] Св. Тереза Авильская, или св. Тереза Иисуса (1515-1582) – испанская монахиня, реформатор Ордена кармелитов, богослов, писательница, поэт, Учитель Церкви (Прим. пер.).

[vi] Св. Тереза из Лизье, или св. Тереза Младенца Иисуса (1873-1897), монахиня-кармелитка, Учитель Церкви (Прим. пер.).

[vii] Св. Иоанн Креста (1542-1591) – испанский священник-кармелит, Учитель Церкви, инициатор реформы Ордена кармелитов (Прим. пер.).

[viii] Св. Франциск Сальский (1567-1622) – французский епископ, Учитель Церкви, автор многочисленных трудов по богословию духовной жизни (Прим. пер.).

[ix] Произведение католического духовного писателя Фомы Кемпийского (1379-1471) (Прим. пер.).

[x] Св. Игнатий Лойола (1491-1556) – испанский священник, основатель Общества Иисуса (Прим. пер.).

Действительно ли польза и награда созерцательной мо­литвы стоят дисциплинированных усилий и времени, необ­ходимого для того, чтобы познать их? Не верьте слепо моим словам. Единственный способ достоверно узнать это — от­правиться в путешествие лично. Если вам нужно дальнейшее ободрение, рассмотрите следующие преимущества созерца­тельной молитвы 13 .

1. Посредством созерцательной молитвы Дух вырывает корни эгоцентризма и становится источником нашей сознательной деятельности.

2. Созерцательная молитва помогает нам познавать присутствие Божье. Понимая это, мы обретаем силу встречать противостояние и противоречие без чувс­тва страха. Постоянное познание Божественной любви спасает нас от необходимости человеческого подтверж­дения и признания. Оно поправляет наши негативные чувства и низкую самооценку.

3. Такая форма преобразующей молитвы развивает совсем иное отношение к чьим-либо чувствам; она помещает их в абсолютно другие рамки. Многие из наших негативных пе­реживаний уходят корнями в ощущение собственной без­защитности. Мы стремимся построить свою империю, особенно когда чувствуем, что нам что-то угрожает. Однако, когда вы вновь и вновь утверждаетесь благодаря Божьему любящему присутствию, вы больше не боитесь, что вас отвергнут или обманут. Смирение возрастет, когда вы станете зрелыми в Божьей щедрой любви.

4. Созерцательная молитва проводит нас выше разговор­ного уровня в общении с Ним. Это делает Бога более ре­альным для нас.

5. По мере того как увеличивается наше доверие Богу и познание Его любви, мы меньше боимся, что будет вы­явлена наша темная сторона. Мы имеем право ходить во свете, «подобно как Он во свете. и кровь Иисуса. очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7). (Истина такова, что Бог всегда знает наши темные стороны, любит нас все время и сейчас посвящает нас в Свою осо­бенную тайну.)

6. Внутренняя тишина созерцательной молитвы настоль­ко глубоко очищает все наше естество, что эмоциональ­ные комплексы начинают смягчаться. И система орга­низма понемногу удаляет эти ядовитые токсины. Бре­мена спадают с плеч, а твердыни разрушаются.

7. Хотя мы можем пережить великий внутренний мир, это не является целью. Цель — даже не союз с Богом в молитвенном переживании. Молитва преобразует нас, и наша целостность с Богом переносится в другие аспек­ты повседневной жизни. Мы ждем не переживаний, а пос­тоянного пребывания в единстве с Богом.

8. Созерцательная молитва дает нам возможность об­щаться с другими в свободе духа, потому что мы больше не преследуем эгоцентрических целей, а воспринимаем реальность такой, какая она есть, сквозь призму Его Бо­жественной любви.

9. Союз с Богом помогает нам преодолевать большие испы­тания. Бог не сотворил нас подобными Ему только для того, чтобы просто смотреть на нас! Он хочет, что­бы мы изливали аромат Христа повсюду, куда бы мы ни пошли.

10. Созерцательная молитва учит нас терпению, ожида­нию Бога, силе внутренней тишины и делает нас чувс­твительными к нежным движениям Духа в повседневной жизни и в служении.

11. Созерцательная молитва освещает источник нашей преданности Богу и укрепляет ее. Она приводит нас в

соприкосновение с Божественной жизнью, обитающей в нас, и это помогает применять на практике все духов­ные дисциплины.

12. Эта Божественная жизнь наполняет нас 24 часа в сут­ки. Большую часть времени мы не видим, не ощущаем, не высвобождаем ее. Поэтому мы запираемся в своих крепос­тях, устанавливая преграды на пути Божьего присутс­твия и любви.

13. Созерцательная молитва помогает нам познавать, переживать и высвобождать Его жизнь через нас. Мы учимся пребывать в Нем, все глубже погружаясь в Его ис­целяющую любовь.

14 Как утверждала мадам Гийон, «именно поэтому Бог по­сылает огонь на землю. Он уничтожает все, что нечис­то в вас. Ничто не может противостать силе этого огня. Он пожирает все. Его мудрость сжигает всю нечис­тоту в человеке с единственной целью: сделать его при­годным для Божественного союза» 14 .

Молиться можно за многие сферы жизни, молиться можно в любом положении, но можно ли молиться молча? Есть такое понятие, как немая или созерцательная молитва. Что это и как следует к ней относиться христианам? Это полезная христианская привычка или опасная духовная практика?

Читайте так же:  Сильная молитва к Матроне о помощи

Виктор Судаков: к сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется

Виктор Судаков, пастор церкви «Новая Жизнь» в Екатеринбурге:

Молитвы ходатайства и прошений важны, но они касаются лишь земной жизни. В вечности этих молитв не будет. Именно поклонение и пребывания в Божьем присутствии являются глубиной молитвенной жизни, поскольку продолжатся и на Небе. К этим молитвам и относится молитва тишины.

Молитвы тишины практиковались издревле в христианской церкви, иногда их называли Созерцанием Божества или умственными молитвами. Мы сознательно избегаем термина медитации, хотя ничего плохого в самом слове нет, но у большинства оно ассоциируется с восточными духовными практиками. К сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется. Но во время нее происходит удивительное единение нашего духа с Духом Господа. Поэтому в нашей церкви мы практикуем молитву Созерцания, как на общих собраниях, так и в личной духовной жизни.

Павел Левушкан, лютеранский священник, экуменист:

Много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления. Например, прекрасный латинский термин медитация, сегодня чаще воспринимается, как относящийся к восточным (или даже оккультным) практикам. Хотя изначально он обозначал одну из форм созерцательной молитвы. То же самое и с экуменизмом (я даже слышал уничижительные формы «экумения» и прочее). Что с этим делать? Самое лучшее — продолжать употреблять правильно, чтобы вернуть терминам изначальный позитивный и христианский смысл.

Марсия Монтенегро, автор и основатель служения «Christian Answers for the New Age», в прошлом профессиональный астролог и духовный практик.

Практику созерцательной молитвы, также известную под названием Сосредоточенной молитвы или Внемлющей молитвы, проповедовали римско-католические монахи Томас Мертон, Томас Китинг и Бэзил Пеннингтон, а также квакер Ричард Фостер, но сегодня ее апологетами стали и многие другие. Окончательным авторитетом в этом вопросе не обладает никто, и однозначной его трактовки тоже, вероятно, не существует, хотя большинство родоначальников данной практики ссылались на слова средневековых мистиков, индуистских и буддистских духовных наставников.

Влияние, оказанное на Созерцательную молитву (далее в тексте СМ) буддизмом и индуизмом, очевидно. Такие слова, как «отстранение», «трансформация», «пустота», «просветление» и «пробуждение» встречаются в этих книгах постоянно. Несмотря на то, что созерцательная молитва рекламируется как христианская практика, использование подобной терминологии, конечно же, заставляет нас присмотреться к сути этого учения поближе.

В движении СМ постоянным рефреном звучит мысль о том, что настоящая молитва молчалива, ее не облечь в слова, ее не облечь в мысли, она избавляет человека от «ложного я», способствует трансформации сознания и является пробуждением. В число рекомендуемых методик часто входят дыхательные упражнения, визуализация, повторение какого-нибудь слова или словосочетания, воздержание от мыслей.

Молиться про себя или в тишине своего сердца размышлять о каком-либо библейском отрывке — нормально, но не следует думать, что молчание превосходнее слов. Также Библия никоим образом не подтверждает идею, что «языком Бога» является молчание.

В молчании можно обрести умиротворение и утешение; в тишине к нам могут прийти глубокие мысли. Но пытаться достичь полного покоя — это еще не молитва, и полагать, что настоящая молитва бессловесна, нет никаких библейских оснований. В конце концов, Бог нам дал записанное откровение, Божьи слова и заповеди превозносятся на всем протяжении Библии — см., например, Псалом 118, в котором Слово Божье уподобляется золоту и светильнику. В книге Исаии 40:8 мы читаем: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно», — а в Иоанна 17:17 Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина».

Акцент на релаксации, повторении слова или фразы, концентрации на дыхании, отключении от мыслей и попытках выйти за пределы рационального мышления должен вызывать беспокойство. До того, как стать христианкой, я многие годы изучала и практиковала различные формы восточной медитации и медитации Новой Эры и могу засвидетельствовать, что посредством методик, предлагаемых проповедниками СМ, можно войти в состояние легкого транса. Это состояние приверженцы движения Новой Эры и многие другие называют «чистым сознанием», когда человек отказывается от активного мышления и способности рассуждать. Дзен-буддизм, по существу, учит, что человек должен развивать в себе способность отключаться и устраняться от суждений. Лишенный навыков критического мышления ум открыт и восприимчив. Хотя в христианах и живет Святой Дух, мы не застрахованы от ошибок и заблуждений; в противном случае Библия не предостерегала бы верующих так последовательно об обманщиках и лжеучителях.

«Созерцательная молитва» — это неверное название, поскольку она не является ни созерцанием, ни молитвой, о которых говорит Библия. Нам следует быть очень осторожными в отношении любого проповедника, который советует нам:

— определенным образом дышать до или во время молитвы

— молиться в определенной позе

— повторять некое слово или фразу, даже если она взята из Библии, или использовать некое слово или фразу, чтобы сохранять «сосредоточенность»

— выйти за пределы разума или мысли

— заглянуть внутрь себя, чтобы найти Бога или быть с Ним

— сохранять молчание, чтобы по-настоящему молиться

— верить, что настоящая молитва — это созерцательная молитва.

Джозеф Принс, проповедник, пастор церкви «Новое творение», (Сингапур)

Войчех Чвихоцки (о.Wojciech Czwichocki OP), руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха:

Кэрол Крамли, руководитель программы «Углубление: Духовная жизнь и лидерство» в Салимском институте, епископальный священник, организатор экуменических ретритов:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Под молитвой люди часто понимают разговор с Богом, однако, молитва не обязательно может быть выражена в виде слов. Она может происходить в виде молчания или слушания. Эта практика созерцательной христианской традиции может помочь успокоить ту бурю раздражителей, что стала частью нашей жизни в цифровую эпоху.

1. В дневном распорядке выделите для себя некоторое время, когда вы сможете удовлетворить свое желание обратиться к Богу

2. Обустройте специальное место, пространство, в котором вы будете воплощать в жизнь своё намерение, где вы сможете комфортно сидеть во время молитвы, ни на что не отвлекаясь

3. Начните с расслабления и освобождения своего физического напряжения

4. Обратите внимание на свое дыхание

5. Откройтесь для живого присутствия Бога, сохраняя перед молитвой желание ощутить в себе и мире полноту Господа

6. Найдите поддержку своей духовной жизни

2) Когда единичный ум бывает тройственным, пребывая единичным, тогда он соединяется с Богоначальной Тройческой единицей, затворяет всякий вход прелести, погрешению и заблуждению, и становится выше плоти, мира и миродержителя. Избегши таким образом сетей их, всецело пребывает он в себе и в Боге, вкушая источающееся изнутри духовное радование. Бывает же единичный ум тройственным, пребывая единым в возвращении к себе самому и в восхождении чрез себя к Богу. Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою. Когда

Читайте так же:  Молитва чтобы найти работу сильная

3) Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем. По сей силе ума, главнейшей между нашими силами, сущая в нас душа есть мысляща. В упражняющихся в молитве действо ума состоит в помышлениях (в богомыслии), и очищается удобно; порождающая то душа не очистится, если вместе не очищаются и все другие силы ее. Ибо душа есть нечто единое, имеющее много сил, почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось зло, потому что они все состоят в общении с сею единой, по единству души. Поелику каждая из сил разные проявляет действия, то возможно, что, по особенному вниманию и тщанию, какое-либо из сих действий временно окажется чистым, но из сего нельзя

Вопрос: Что такое созерцательная молитва?

Ответ: Сначала важно определить значение «созерцательной молитвы». Созерцательная молитва – это не только глубокие размышления во время молитвы. Библия указывает нам молиться умом (1 Коринфянам 14:15), поэтому, очевидно, что молитва включает размышления. Тем не менее, молиться умом – это не то, что начала обозначать созерцательная молитва. Она постепенно обретает популярность вместе с ростом нового церковного движения – движения, включающего многие небиблейские идеи и практики. Созерцательная молитва является одной из них.

Созерцательная молитва, также известная как «центрирующая молитва», является практикой, где молящийся сосредотачивается на слове и повторяет его снова и снова на протяжении упражнения. Хотя созерцательная молитва по-разному осуществляется в различных группах, практикующих ее, существуют определенные сходства. Она заключается в избрании священного слова как символа ваших намерений принять Божественное присутствие и действие. Обычно молящийся данной молитвой удобно усаживается с закрытыми глазами, кратко и тихо представляя священное слово. Когда мысли начинают отвлекать, он осторожно возвращается к священному слову.

Хотя это может показаться невинным упражнением, этот тип молитвы не имеет библейского основания. Фактически, он противоположен библейскому описанию молитвы. «Ни о чем не беспокойтесь. Но если есть у вас в чем-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу» (Филиппийцам 4:6). «В тот день вы Меня ни о чем не спросите. Говорю вам истинную правду: если Имя Мое призовете, даст Отец вам все, что попросите! До сих пор вы еще ни о чем не просили, призвав Мое Имя. Так просите – получите, и наполнит вас радость!» (Иоанна 16:23-24). Эти и другие тексты четко говорят о молитве как о сознательном общении с Богом, а не эзотерической, мистической медитации.

Созерцательная молитва, по замыслу, делает ударение на достижении мистического опыта с Богом. Мистицизм, тем не менее, является исключительно субъективным явлением и не базируется на истине или фактах, в то время как Божье Слово было дано нам, чтоб мы основывали свою веру и свою жизнь на Истине (2 Тимофею 3:16–17). Наши знания о Боге основываются на фактах, а вера в экспериментальные знания вне библейских писаний выводит человека за пределы стандарта, которым является Библия.

Созерцательная молитва не отличается от медитативных упражнений восточных религий и культов Нового века. Самые рьяные ее сторонники указывают на открытую духовность среди приверженцев всех религий, поддерживая идею, что спасение обретается многими путями, хотя Христос сам заявил, что спасение доступно лишь через Него (Иоанна 14:6). Созерцательная молитва в том виде, в котором она практикуется современным молитвенным движением, противоречит библейскому христианству, и ее следует избегать.

«Не могли вы хоть один час (на день) бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь!» (Мф. 26,40). Иисус зовет, зовет с целого своего сердца! И все-таки, никто не поднимал свой голос так часто и так напрасно, как Иисус Христос. Ни один призыв не был так мало воспринят – даже теми, которые узнали в Иисусе своего Спасителя и Господа.

Здесь находим наибольшее противоречие: есть люди, которые хотя и называют Его Господом, но не подражают Ему. Как это понять? Дорогу к подражанию Иисуса можно открыть только единственным ключом – ключом чистой любви. Иного не существует. Поэтому Господь также говорит, что в исполнении Первой Заповеди «Люби Господа Бога своего превыше всего» содержится всё правильное поведение. Дорога подражания нашего Господа и устойчивость на ней невозможна без любви, которая наиболее сильно проявляется в созерцательной молитве. Хотя бы час (ежедневно) с Иисусом (см. Мф. 26,40).

Розарий. Порядок молитвы: перед каждым десятком короткое слово для размышления; а потом стараюсь видеть, слышать и проживать отдельные таинства (см. различные указания и размышления).

Крестный путь. Написано много указаний, как ее молится. Но хорошо иметь и свое личное размышление о терпении Христа, а при этом использовать два принципа : 1) стараюсь осознавать, что терпит Иисус; 2) взгляд на свои грехи и на свои эгоистическое мышление, которыми я вызвал Его терпение. Вопрос: Иисус, что Ты сделал для меня, а что я делаю для тебя?

Объяснение нескольких принципов (практик):

Положение при молитве: Чтобы внутренняя молитва была интенсивной, нужно соблюдать определенные положения. При молитве руки подняты вверх, но не как-нибудь, а так, чтобы выражали состояние бдительности и радикальной преданности Христу . Известно, что такое положение при молитве имели иудеи, так молился Христос и Его Матерь, так молились апостолы и первые христиане. Такое положение уже само по себе является молитвой, открытостью на принятие Духа. Итак, мы сказали о положении тела.

Вспомогательные средства: Какие есть вспомогательные средства к молитве? Два главные: Священное Писание и тетрадь с ручкой. Всегда, когда придет какая-то инспирация или какие-то хлопоты, то коротко запиши это и сразу же возвращайся в Божье присутствие. В коротких перерывах можно читать Писание. Желательно, чтобы в помещении был крест и часы.

Порядок молитвы: молитвенный час разделен на три части – в каждой трети 15 мин. интенсивной молитвы и 5 мин. отдыха. Самым тяжелым является начало, то есть выйти из духа этого мира и перейти к присутствию Божьего Духа. Этот переход требует определенного внутреннего и внешнего самоотречения, поскольку от такого самоотречения преимущественно зависит благословение этой молитвы. Народная поговорка гласит: «Кто начал, тот уже половину сделал!» Это касается не только начинаний на материальном уровне, но и молитвы, особенно этой.

Умоляющее взывание: В послании к Евреям сказано, что Христос с сильным воплем – криком принес свои молитвы к Тому, Кто мог Его выслушать (см. Евр. 5,7). В псалмах царь Давид указывает на необходимость громкого взывания к Господу, которое должно прорваться из глубины души. Стенания перед Господом, когда душа изливает свои боли и страхи, освобождает и исцеляет. «Дух Святой ходатайствует за нас стонами неизреченными» (Рим. 8,26).

Читайте так же:  Благодарим тя молитва

Теперешняя минута: вернемся к основным принципам. Одним из них является то, что в молитве, кроме пребывания в Божьем Слове, необходимо бодрствовать. Иисус сказал: «Не могли вы хоть один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь!» (Мф.26,40). К бодрствованию на молитве помогает следующее:

Коротко говоря, целый час – это борьба за теперешнюю минуту, когда сосредотачиваю все свое внимание и осознаю соединение с Отцом и с Иисусом через слово: «Ты, Ты» или «Ты меня. » («Ты, Иисус, меня любишь», или «Ты за меня. »), но преимущественно только «Ты», а особенно – «Ты меня видишь!». «Иисус видел ученика, который стоял при кресте»(Ин. 19,25-26). «Я теперь являюсь учеником и Ты меня видишь, теперь и здесь, Ты. ». В этих словах есть великая сила! При этом внутренне открываюсь перед Ним, как перед своим Господом и Богом, открываюсь и ничего не скрываю! Это болит, но исцеляет. Позже можно молиться так: «Ты нас видишь», и во время этого осознавать боли дорогих нам людей, их рабские путы и злые привычки, которые держат их в темноте. О, как я хотел бы им помочь, но не могу! Сейчас, однако, могу только одно, самое важное: отдать эту боль Иисусу! Тогда внезапно приходит свет, оздоровление, мир, а часто и пророческое слово для этой души!

Проблемы, заботы и обязанности также могут стать топливом для огня Духа. Осознаю: «Ты меня видишь», и отдаю Ему конкретные грехи, слабости и заботы. Затем приходит свет, сила, вдохновение и Господь говорит к душе.

/примечание: эти слова, напр. «Ты меня видишь», не произношу устами, но мыслью. Это сопровождается внешним проявлением: тихим или громким стенанием и молитвенным положением (руки подняты вверх)/

По своей сути созерцательная молитва неописуема. Тем не менее, как драгоценный камень переливается всеми оттен­ками цветов, когда мы рассматриваем каждую грань, так и мы можем лучше понять природу созерцательной молитвы, взглянув на некоторые «фотографические» описания, каждое из которых поможет нам увидеть ее в новом свете 10 .

1. Созерцательная молитва — это упражнение в том, чтобы избавиться от контроля нашей собственной жизни, который основывается на опорах лживого чело­века. «Лживый человек» — это ветхий человек из Пос­лания апостола Павла к Ефесянам (4:22). Это эгоцент­ричная жизнь, которая доверяет лжи мира в поисках

счастья, покоя, цели, смысла и полноты жизни. Лжи­вый человек стремится контролировать через страх. Созерцательная молитва означает избавление от этого страха и передачу контроля Богу.

2. Созерцательная молитва — это такой вид общения, который стремится усилить нашу близость с Богом и осознание Его присутствия.

3. Созерцательная молитва — это шаг подчинения, когда мы отдаем себя в руки Бога и просим о Его очищающей работе.

4. Созерцательная молитва — это когда мы открываем себя для Святого Духа, чтобы соприкоснуться с нашим истинным естеством и содействовать пребыванию в со­юзе с Богом. Союз с Богом подразумевает возможность стать одним целым с нашим Учителем и Творцом. Это работа, которую Бог производит в наших сердцах, при­готовляя почву для двух важных вещей: любви к Богу и чистоты сердца.

5. Созерцательная молитва — это упражнение в капиту­ляции. Онаучит нас сдаваться, отпускать и не удержи­вать.

6. Созерцательная молитва — это метод выявления и освобождения от обычных препятствий для осознания Божьего присутствия в нас. Такая молитва не конец, а только начало. Легко впасть в искушение преследовать врага всякий раз, как только он покажется; иногда это нужно делать. Но лучший способ поразить его — со­средоточить наш взгляд и наши сердца на Иисусе. Его свет вытеснит тьму.

7. Созерцательная молитва — это успокоение с целью поз­нать Бога (Пс. 45:11).

8. Созерцательная молитва развивает наше желание за­бывать себя и познавать Бога верой. Это наше согласие искать Божьего присутствия и наши действия, которые мы предпринимаем (Кол. 3:10).

9. Созерцательная молитва — это движение, которое пре­выше разговоров; дисциплина воспитания, которая при­водит нас к большей вере, надежде и любви.

10. Созерцательная молитва — это упражнение, которое учит нас отдыхать в Боге. Это не состояние, в котором замирает всякая активность, а прекращение многих дел ради простого действия, когда мы говорим «да» Божьему присутствию во время тихой, посвященной внутренней молитвы.

11. Созерцательная молитва — это доверяющая и любя­щая вера, с помощью которой Бог поднимает челове­ческую личность и убирает осознанные и неосознанные препятствия в нас, которые противостоят ценностям Евангелия и работе Духа.

12. Созерцательная молитва — это деятельность, наце­ленная на воспитание убеждения и понимания, что Бог живет в нас!

13. Созерцательная молитва —упражнение в очищении на­ших намерений, чтобы мы желали лишь одного — Бога. Это труд любви, стремление не к Божьим переживани­ям, а к Самому Богу.

14. Созерцательная молитва — это дисциплина, содейс­твующая жизни не только в Божьем присутствии, но и вне его. Ее преобразующие результаты способствуют тому, чтобы божественное Слово вновь было воплощено в человеческую форму. Другими словами, как будто Бог становится плотью в нас.

15. Созерцательная молитва — дисциплина, которая дает возможность нашим развивающимся отношениям с Иису­сом Христом достичь ступеней роста в союзе с Богом.

Созерцательная молитва требует,

Хотя не существует правил, которые помогли бы нам про­двигаться легко и быстро, в целом можно выделить серию трех последовательных шагов, или фаз, через которые мы проходим в область созерцательной молитвы. Многие писа­тели или мистики перечисляли такие фазы, как воспомина­ние, молитва тишины, духовный экстаз.

Первая фаза, воспоминание, означает, что мы позволяем Святому Духу пролить свет на обломки нашего естества так, чтобы принести исцеление и очищение в наши души. При этом мы уходим от всех увлечений, которые связывают нас, и сосредотачиваемся не на прошлом (наша вина, раны и т. д.) и не на будущем (руководство, Божьи слова и обетования, еще не исполненные), а на настоящем — Бог «здесь и сей­час». Фаза воспоминания подразумевает, что мы должны на­учиться следовать наставлению Симона Петра — возложить все наши заботы на Него, потому что Он печется о нас (см. 1 Пет. 5:7).

Читайте так же:  О встрече с суженым молитва к Матроне

Когда мы сможем успокоиться в Господе, мы будем про­сить Святого Духа сделать Иисуса реальным для нас. Нам бы следовало отвлечься от всего и представить Иисуса, сидя­щего на троне рядом с нами потому, что Он действительно присутствует здесь. Бог сотворил человеческое воображение, и использовать его в созерцании не только возможно — это лучшее, на что мы можем его употребить! Это не то же самое, что воображение «Нью Эйдж», это просто практика Божьего присутствия.

Если негативные чувства и отвлекающие обстоятельства пытаются давить на нас, нам не следует идти за ними. Вместо этого нам нужно вознести их к Богу, позволить Ему позабо­титься об этом, и пусть Его мир успокоит наши шумные сер­дца. Такая сосредоточенность не приходит легко и быстро, но уже простое осознание этого факта — шаг в правильном направлении. Следующий большой шаг — когда мы пони­маем, что не способны победить отвлекающие факторы сво­ей собственной силой. Это порождает в нас чувство зависи­мости от Бога, которое нам так необходимо.

Ричард Фостер замечательно описывает второй шаг — мо­литву тишины.

«Когда мы возрастаем, приобщаясь к объединяющей благодати воспоминания, мы переходим к следующе­му этапу созерцательной молитвы, который Тереза Авильская называет «молитвой тишины». Через вос­поминание мы убираем все препятствия в сердце, все посторонние мысли, все колебания воли.

По Божественной милости любовь и поклонение омы­вают нас, как волны океана. В центре нашего естества водворяется полное молчание. Конечно, это тишина, но тишина слушающая. Что-то глубоко внутри нас просыпается и привлекает внимание. Наш дух словно замирает на цыпочках — бдительный и внимающий. Неизменно сохраняется пристальный внутренний взгляд сердца, иногда называемый созерцанием Госпо­да. Мы греемся в тепле Его присутствия.

Когда мы пребываем в ожидании пред Господом, по Его милости мы получаем учащийся дух» 15 .

Молитва находящая и молитва созерцательная

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца — все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой — душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение — и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего!

Созерцание выше деятельности

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни.

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих.

Отличительная черта созерцательной молитвы — выпадение из сознания всего окружающего

Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам

Только одна черта из высказанных Сперанским кажется неистинною или неистинно выраженною. «Форма, — говорит он, — созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли». Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть cоединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль.

Молитва чистая дастся одному из тысячи, а созерцательная — в родех и родех едва одному

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, — созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим.

Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего — к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге!

О созерцательной молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here