О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.
Молитва- общение с Богом,оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: « с кем поведешься от того и наберешься»? очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва, как общение с Богом тоже влияет на нашу жизнь. Молясь, мы постепенно день ото дня, год от года наполняемся искорками Божиими, Его благодатью. Чем больше этих искорок, тем ярче и светлее становится наша душа, тем неприятнее нам становится грех, тем отвратительнее грубые слова и гадкие поступки. Вот почему нужна человеку молитва. Чтобы стать ближе к Богу, более похожими на Него, чтобы понимать для чего мы пришли в этот мир.
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена), и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты — Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.
Смотрите также иные молитвы в нашем разделе «Православный молитвослов» — молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
Иногда возникает вопрос: «Для чего нужна молитва, если Господь и так знает, о чем наша просьба?» Но смысл взывания не только в прошении чего-либо, а это в первую очередь беседа, разговор, встреча. Так мы общаемся с Богом Живым, Богом Личностью, с Богом, который слышит нас и отвечает нам. Правило к молитве учит человека быстро сосредотачиваться, концентрироваться, уходит рассеянность, дисциплинирует ум.
Можно самому научиться общаться с Богом, но в детском возрасте малыши нуждаются в поддержке и наставлении взрослых. Поэтому, как учить детей молитве, и какие молитвы он должен выучить — это задача взрослых.
Так случилось, что многих из нас молиться в детстве не учили. Этим нас обокрали, не додали того, что нужно было дать. Наверное, в жизни было бы немного всё по-другому, если бы в детстве мы умели призывать к Богу. Хотя, даже и не учась молитве, в некоторые тяжелые минуты мы становились на колени и поднимали глаза в незнакомые для нас небеса и искали Господа, и просили: «Помоги!». И Господь помогал.
Чтобы учиться молиться, душе собственно нужно просто вернуться в себя. Ибо душа по природе в скорбные моменты жизни действительно христианка. Но лучше, чтобы человек был научен с детства обращаться к Богу за помощью. Это задача отчасти воскресной школы, она может помочь отделить понятие добра от зла, задача родителей и духовного наставника.
Важно! Молитва ребенка — это великая помощь человеку, потому что дитё еще лично безгрешно, стены между Богом и ним еще нет. Она может быть сравнима с молитвой монаха или священника в силу невинности человека, обращающегося к Господу.
Существуют удивительные примеры того, как дети обращались к Богу, и люди, взрослые получали просимое по молитвам. Говорят, что на Руси был такой обычай: в период мора, голода, неурожая, длительных засух или проливных дождей, приближения многочисленного жестокого врага детей ставили близко-близко к алтарю и священник громко произносил слова молитвы, а малыши хором повторяли, как бы усиливая смысл слов.
Русичи верили в то, что это невинное обращение к Богу, молитва из безгрешных уст будет Богу доходна, Бог сжалится и переменит гнев на милость. Мы должны думать о том, чтобы наши дети знали такие молитвы, как «Отче наш», Трисвятое, «Пресвятая Богородице радуйся», знали тропарь своего святого, Иисусову молитву.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Много учил молиться один из любимейших святых нашего народа Святитель Тихон Задонский и Воронежский чудотворец. Он, живя на покое в Задонске в одном из монастырей, часто звал к себе в келью детей из бедных селений, одаривал их белым хлебом, что для них было очень вкусно и драгоценно, яблоками, конфетами, давал по копейке, но это они должны были заработать. Давал им задание выучить молитвенное правило или просил их молиться.
И они клали поклоны перед иконами и в разнобой произносили молитвы. Иногда, выйдя за порог своей кельи и увидев ребенка, он звал его к себе и спрашивал: «Скажи, солнышко, где Бог наш?» Ребенок, наученный заранее святым, говорил: «Бог наш на небеси и на земли». Детки очень любили святого, хотели всегда быть возле него. Когда его не было, уходили со службы. Но со временем полюбили службу и без него, и постепенно приучились к богослужению.
Если мы будем иметь у себя дома молящегося ребенка, то сей ребенок есть молящийся ангел. Личных нужд у него особых еще нет. До определенного времени ему безразличны одежды, в которые его облачают, главное, чтобы папа с мамой были рядом.
Важно! Если он молится дома, то просит не о себе. Молитва их будет о родителях, поэтому не отбирайте у себя такое великое благословение и такое великое подспорье, некий столб, на котором небо держится.
Когда дети способны учиться молиться — надо приучать. К сожалению, эта беда не малышей, а взрослых, которые себя должны приучать общаться с Богом. Если мы не будем уметь молиться, то такими и останемся.
Научать себя нужно с самой краткой молитвы: «Господи! Помилуй меня грешного!». Ее можно совершать, когда мы сидим, стоим, идем, лежим. Но нужно произносить с вниманием и сердечным участием. Каждому из нас есть чему помолиться Богу.
На самом деле молитва — мост между человеком и Богом. Это великое благо для души человека. Дети идут по стопам родителей: не умеет молиться взрослый, не научится этому и ребенок. Если мы верим, что Бог есть любовь, то Он готов дать нам всё. И если не получаем, то только по очень простой причине — нельзя дать.
Правильно молиться всей семьей. Очень важен опыт совместной молитвы в семье. Семья — это малая церковь. Но общее молитвенное правило для детей должно быть небольшим, неутомительным: Трисвятое, Отче наш, молитва Ангелу-хранителю. Чтобы общая молитва занимала для неприученных еще детей — минут пять. По мере возрастания этой привычки время увеличивается до 10 минут — никак не больше.
Важно: если малыш не хочет молиться — нужно молиться при нем, чтобы малыш смог подойти к вам и послушать. Если он увидит, что это дорого для вас — рано или поздно ребенок присоединится к вам.
У всех это происходит по-разному. Если дети не хотят молиться — не заставляйте! А сами начинайте молиться. Если не хотят молиться настолько, что мешают вам — то это повод уже огорчиться. Дети сами должны делать выбор. Это совершенно верно. Но мы не должны им в этом выборе мешать.
Мы можем представить им картину жизни ту и другую, чтобы картина была шире можно сводить ребенка в храм. Чтобы они увидели церковь уже сейчас, а потом решали о своем выборе. В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва:
- перед всякой едой и после нее;
- перед началом занятий и после них;
- перед выходом из дома;
- перед началом всякого дела.
Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну, они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую охранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).
Важно: если мы себя не будем приучать молиться, то, какими мы были, такими и останемся. Нет религии в том человеке, который не молится. Ум человеческий соединяется с Богом только в молитве.
Молитва Господня является святыней для всех христиан. Иисус Христос дал ее Своим ученикам по их просьбе. Он сказал, молитесь так:
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь.
Отец наш. Бог — источник жизни, Творец всех людей и Хранитель рода человеческого. Он любит нас, как отец любит своих детей. И мы призываем Его Божественную помощь с верой, надеждой и любовью.
Это обращение ребенка к отцу. Мы молимся Богу с детским доверием. Ведь Господь близок к нам, ближе, чем душа к телу. Как солнце, Он изливает Свой свет и тепло на добрых и злых, ибо Бог есть Любовь, Милость, Прощение, Забота, Надежда, Радость.
Все мы дети одного Отца. Для Бога все равны, мы одна семья, и любовь Его к нам безгранична. Он желает, чтобы мы любили друг друга, как братья и сестры, и чего просим в молитве себе, того просили бы и другим.
Пребывающий на Небе. На небесах Божия Матерь, ангелы и святые угодники Божии служат Богу, поклоняются и прославляют Его. Все Божие небесно — безгреховно, чисто и свято.
Бог — это Красота, Истина и Свет. Мы хотим, чтобы эту красоту познал весь мир. Боже, помоги нам жить по заповедям Твоим, чтобы и через наши добрые дела все люди славили Тебя.
Имя Божие свято, и когда мы с благоговением и любовью произносим его, в наших сердцах отражается Сам Господь, как в чистой росинке отражается солнце.
Царство Небесное — это Благодать Духа Святого. По Благодати к нам приходит покаяние, которое очищает наши сердца от всякой нечистоты, и вселяется в нас Бог. А где Бог, там и Царство Его — Царство Мира, Добра и Любви!
«Пусть все будет, как Ты хочешь», — так может сказать ребенок, полностью доверяющий своему отцу, не сомневающийся в его любви и мудрости. Все — и радость, и горе — надо принимать как святую Божию волю, ведущую нас ко спасению.
И на земле, как на Небе. Мы просим Господа, чтобы Он помог нам исполнять Его волю смиренно, преданно и с любовью, как Богородица и Святые Ангелы небесные.
И на земле. Пока Адам и Ева жили в послушании Богу, на земле был рай. Если мы живем по воле Божией, мы возвращаем рай на землю. Послушание — это начало рая на земле.
Дай нам все, что нужно на сегодня. Господь учит нас просить себе не богатства и роскоши, а лишь самого необходимого, во всем надеясь на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится о нас.
Жизненно необходимый не только телу, но и душе. Для души же необходимы слово Божие и Причастие святых Христовых Таин. Господь наш Иисус Христос — Небесный Хлеб — в таинстве Причастия освящает и соединяет нас с Богом и между собой, приобщает к жизни вечной, к Царству Любви.
Долги — это наши грехи. Остави — значит прости. Господь прощает грехи тем, кто искренне кается в них. Нам — мы просим не только за себя, но и друг за друга.
Как и мы прощаем обидевших нас. Если ты прощаешь — и тебе Господь простит; а если не прощаешь, то и твой грех останется с тобой.
Искушение — это испытание нашего сердца на добро и зло. Что мы выберем? Господи, не посылай нам искушений сверх меры, помоги преодолеть в себе грех и устоять в добре!
Это просьба к Всемогущему Богу о защите от дьявола. Лукавый — значит хитрый, лживый. Именно он сеет в нас плохие мысли и желания, толкает на грех, усыпляет совесть, оправдывая перед нами наши злые поступки. Нужно сопротивляться злу и неправде и молить Бога о помощи.
Славя и благодаря Господа, мы надеемся на Него, ибо Богу принадлежит ЦАРСТВО над миром, у Него есть СИЛА исполнить наши прошения, и Ему принадлежит вечная СЛАВА.
Текст перепечатан из книги «Отче наш. Молитва Господня», Минск, 2009. Художник Наталья Сорока.
Молитва – это диалог верующего с Богом. И один из самых важных аспектов веры. До того, как малыш сам сможет начать читать молитвы, за него их совершают родители и крестные. Когда же ребенок становится осознанным, то уже и сам может приносить свои детские молитвы. И в набожной семье ему это сделать легче, потому что у него постоянно перед глазами есть пример. А с учетом того, что детское восприятие все вбирает в себя, как губка, то проблем с приучением малыша к молитвам быть не может.
Ребенок в истинно верующей семье уже лет с 3-4-х знает про все большие церковные праздники и что такое причастие, исповедь. И, конечно, умеет молиться. Даже еще не научившись читать, но уже умея разговаривать, дитя можно научить совершать утренние и вечерние молитвы, например. Многим малышам это даже интересно, ведь от церкви и от молитв исходит особый свет, который естественен для еще не испорченной детской энергетики. Поэтому обучение происходит легко и без какого-либо принуждения.
Когда малыши подросли, они уже сами могут приносить свои детские молитвы к Богу. Поясняя, для чего они совершаются, можно рассказать им о том, что Всевышний – это бесконечная и любящая сила, которая защищает и помогает жить всему сущему. Начать можно с простых, например, молитв «Отче Наш», а в дальнейшем научить и утренним, перед/после вкушения пищи, вечерним.
Ребенок может самостоятельно читать следующие молитвы:
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь
Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Почему при встрече люди пожимают друг другу руки? Это теперь есть танки, пушки и бомбы. А раньше люди воевали камнями и палками. И если встречались миролюбивые, то один из них показывал другому ладонь: смотри, у меня в руке ничего нет. Другой в ответ разжимал пальцы — и у меня тоже. Они радовались, что угроза миновала, и пожимали друг другу руки.
Витя и Юра жили в одном дворе и всегда играли вместе. Но однажды они поссорились и стали при встрече делать вид, будто не видят друг друга. Мальчики уже и вспомнить не могли, из-за чего вышла ссора, но мириться первому? Ни за что!
Погода стояла великолепная, солнышко так и звало на улицу порезвиться. Но не играть же одному. Вот и сидели бывшие друзья по домам, словно заключенные. Гордость их как цепью сковала, особенно Витю. Ему казалось, что если он первым подойдет мириться, то у него слетит с головы корона. Правда, настоящей короны у него не было, но он всегда боялся показаться таким же, как другие дети, вот и задирал нос повыше. Пусть все думают, что он принц заморский. Конечно, Витя жалел о разбитой дружбе, но корона была дороже.
А Юра очень переживал и при каждой случайной встрече с Витей держал руку готовой для рукопожатия. Но увидев задранный нос, он тоже отворачивался и делал вид, что застёгивает пуговицу.
Дни каникул прошли безрадостно, с камнем гордыни за пазухой. Вскоре небо заволокло тучами, пошли дожди и наступили холода. Холодно было и на душе у ребят. Однажды Юра даже пробовал помолиться, но у него ничего не получилось. Да и не могло получиться: Бог не принимает молитву тех, у кого нет мира в душе.
Встревожились родители Вити, что сын на улице не бывает, и завели собаку. Решили, что гуляя с ней, мальчик не только свежим воздухом дышать будет, но и познакомится с кем-нибудь, раз уж с Юрой у них ссора вышла. Но пёс оказался злым — никого к Вите не подпускал.
Увидели Юрины родители, что Витя собаку выгуливает, и тоже купили сыну щенка. Тот оказался ласковым и всем хвостиком вилял, хотел подружиться.
И вот однажды Витя со своим злым псом встретил Юру с радостным щенком. Как ни тянули ребята собак в разные стороны, ничего у них не получилось: здоровенный Витин пёс решил с Юриным щенком познакомиться. А тот только этому и рад — аж повизгивает от удовольствия. Стали они играть. Поводочки у собак переплелись, и мальчики оказались рядом. Тут уж и Вите пришлось заметить своего бывшего друга, тем более, что тот первый сказал ему:
В этот момент Витя почувствовал, что корона слетела с его величественной головы, и он чуть слышно произнёс:
Помолчав, ребята заговорили о своих любимцах. Мир робко восстанавливался. А собаки мгновенно подружились и не хотели расставаться. Вот и сговорились мальчики выводить их на прогулку одновременно. А прощаясь, даже пожали друг другу руки. На душе было светло и радостно.
Пришёл Юра домой, стал молиться и почувствовал, что Бог слышит его.
Бабушка учила Леночку молиться, ещё когда внучка была совсем маленькая. Показывала на горящую свечку и говорила:
— Вот и ты встань пряменько-пряменько, запали в сердце огонёк веры, вознеси мысли к Богу и молись.
Леночка смотрела, как трепещет огонёк, и замирала, словно созерцала какую-то тайну. И останавливалось время, уходили обиды, забывались горести, все становились родными, всех хотелось согреть своим огоньком.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А ещё бабушка читала ей сказки. В одной из них рассказывалось, как в Рождественскую ночь на холодной улице оказалась замерзающая девочка. Малютка одну за другой зажигала спички, чтобы согреться. Когда все спички сгорели, девочка замёрзла.
Но бабушка говорила, что огонёк веры может согревать и без обычного огня.
Однажды в страшные сталинские времена в лагере для заключенных бандиты проиграли в карты старца Сампсона. Они вывели его из барака на мороз, раздели и оставили на всю ночь. Как же были потрясены злодеи, когда увидели утром, что старец остался жив. Всю ночь он согревал себя молитвой, и этот пламень веры оказался сильнее холода и пурги.
Шли годы. Бабушки не стало. Лена повзрослела, вышла замуж и родила сына. Когда началась война, её муж ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, она говорила:
Однажды, незадолго до захвата Ставрополя фашистами, ей понадобилось сходить на рынок за покупками. Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезору его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:
Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока её Ваня спит. Но не успела она сделать покупки, как раздался гул самолётов. Начался очередной фашистский налёт. Почти задевая крыльями крыши, штурмовики расстреливали безоружных людей. Все бросились врассыпную, а Лена побежала к дому.
Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом! И несчастная женщина закричала:
— Господи, спаси Ванечку! Господи, сохрани!
Все стёкла в их доме выбило взрывной волной, а ведь Ваня спит у самого окна! Торопливо открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла. На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд метнулся в дальний угол. А там. На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.
Лена бросилась целовать их. Потом, придя в себя, она подошла к иконе Спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:
— Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!
Хорошо учился Гриша, да вот беда — хотелось ему быть самым лучшим учеником в классе. А тут появился у них новенький, и, как назло, отличник. Когда он отвечал, Гриша места себе не находил — так ему хотелось, чтобы тот ошибся.
Как-то вызвали Гришу доказывать теорему по математике. Он ответил на «отлично” и успокоился: знал, что пятёрок у него много, и на следующий день его не спросят. А потому даже урок готовить не стал.
На этот раз вызвали новичка. Тот начал бойко отвечать. Гриша смотрел на него и шептал про себя:
— Ну, ошибись, ошибись. Но новенький говорил без запинки. Тогда Гриша стал к Богу взывать:
— Господи, сделай так, чтобы этот задавала ошибся. Господи, Ты — Всесильный. Пусть ему влепят тройку, а ещё лучше — двойку.
В этот момент новичок действительно запнулся, заволновался и, наконец, замолк. Учитель обратился к Грише:
Наш герой даже дар речи потерял.
— Ну что же ты, отличник? Иди к доске! Гриша покраснел и не двинулся с места.
— Что с тобой? Не выучил? Мальчик повесил голову.
И через секунду Гриша увидел в дневнике жирную двойку.
Шёл он домой и с упрёком говорил:
— Почему же так получилось, Господи? Я же просил Тебя, чтобы новичку двойку поставили, а поставили — мне. И что теперь делать? Пятёрки в четверти не видать, мама будет переживать, папа — ругать. Ведь Сам говорил: «Просите, и дано будет вам”.
Не понимал, о чём можно просить Спасителя, а о чём нельзя, и один крестьянин в прошлом веке. Тогда в Вятской губернии случился неурожай, и цены на хлеб сильно подскочили. Жадные люди, не жалея голодающих, использовали это, чтобы обогатиться. Так и этот крестьянин, у которого были большие запасы зерна, дождался, когда цены станут совсем высокими, и повёз его в Вятку продавать. Получив огромную прибыль, он на радостях зашёл в собор и заказал благодарственный молебен святителю Николаю за удачную торговлю. Кроме того, он стал молить Господа, чтобы голод продолжался и цены выросли ещё больше.
Возвращаясь домой, крестьянин узнал, что в тот момент, когда он произносил молитву о несчастии народа, в его хозяйстве вспыхнул пожар. Перекинувшись на амбары с зерном, огонь превратил злую мечту в пепелище.
Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.
С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.
Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.
Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией. Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение. То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.
В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.
Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.
Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.
Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.
С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.
Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.
Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.
Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.
Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.
Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Вы помните, дети, как Бог велел нам Его называть?
Бог велел нам называть Его Отцом, значит, мы все Его дети и должны делать все то, что нам повелел Небесный Отец. И если мы будем послушными детьми, то Небесный Отец будет во всем нам помогать, как родной отец во всем помогает послушным детям. Если же мы не будем слушаться Бога, не будем делать того, что Ему угодно, тогда Он может и не подать нам тех милостей, о которых мы просим в молитве.
Дети говорят молитву сначала хором, а потом и каждый отдельно; законоучитель следит за правильностью выговора каждого слова и за остановками, где следует. Так необходимо поступать и при изучении следующих молитв.
Как Бог велел нам называть Его? Как мы должны вести себя в отношении к Небесному Отцу? Всегда ли Бог подает людям то, чего они просят у Него в молитве? Чего же мы должны просить у Бога прежде всего? Зачем начинательную молитву надо говорить с крестным знамением? Зачем в молитве прибавляется слово аминь? Что оно значит?
О МОЛИТВЕ (беседа с младшими школьниками и дошкольниками)
— разговор и общение с близкими;
— темы для разговора с Богом;
– Здравствуйте, ребята! Итак, сегодня я бы хотела поговорить с вами о важном – без чего не проходит ни один день настоящего христианина. Но прежде чем мы начнем наш разговор, я прошу вас ответить на вопрос.
— Скажите, что вы делаете, если вам нужна чья-то помощь, или если хотите, чтобы мама разрешила вам идти гулять или же купить игрушку? (…)
Конечно, дорогие ребята, чтобы родители выполнили ваше желание, об этом надо попросить.
— А когда мама делает для вас что-то хорошее, вы ее благодарите? (…)
Конечно, ведь с самых малых лет нас учат так называемым волшебным словам, словам вежливости. И не просто словам, а благодарности от души.
— Когда у вас хорошо на душе или плохо, что-то тревожит или нужен совет, разговариваете ли вы со своими близкими людьми? (…)
Да, когда нам тяжело, мы спешим к нашим близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам – для того, чтобы поделиться с ними своими переживаниями. От них ждем мы утешения и сочувствия.
Но есть на свете Тот, Кто каждому человеку ближе, чем его родители. Тот, кто является для нас Отцом Небесным и любит нас больше всех.
– Молодцы, ребята, а теперь давайте подумаем… Если Бог наш Отец, можем ли мы разговаривать с Ним так, как говорим с мамой и папой, просить о чем-либо, благодарить или просто рассказывать о своих переживаниях? (…)
–Да, конечно. Хоть Бог и невидимый, но Он всегда нас слышит.
– А кто может сказать, как называется такой разговор с Богом? (Молитва).
… Ребята, очень важно понимать, что молитва – это не набор слов! Это не заклинание! Молитва – это РАЗГОВОР С БОГОМ.
— Когда люди молятся чаще всего? (Когда что-то просят, когда случилась беда и им нужна помощь).
— А вы сами молитесь дома – утром или вечером? в сложных ситуациях. (…)
…Молитвы, ребята, бывают разные. Мы молимся перед едой и после еды, просим у Бога помощи в любом деле.
— Как вы думаете, что такое ПРОСИТЕЛЬНАЯ молитва? (Это когда мы что-то просим у Бога)
— А что такое БЛАГОДАРСТВЕННАЯ молитва? (Это когда мы Бога благодарим)
— Давайте подумаем вместе, что такое СЛАВЯЩАЯ молитва? (Это когда мы в молитве славим Бога, радуемся, что Он есть).
— Просительные молитвы бывают и хорошими, и плохими. Как вы думаете, о чем нужно просить Бога, а о чем – нельзя? (Например, хорошо попросить о выздоровлении близкого человека, а нельзя просить, чтобы наш обидчик сломал ногу; нужно просить Бога о помощи в добром деле, стать хорошими людьми, избавиться от плохих привычек. Но не следует просить, чтобы Он помог нам стать миллионерами. Впрочем, Бог Сам знает, что нам полезно, и на добрую просьбу, полезную для нас, отзовется).
— За что же мы должны благодарить Бога? (..)
…И не только за то, что мы здоровы или у нас случилось что-то хорошее. Бывает так, что мы заболели и не пошли на праздник, грустим дома. Нужно ли благодарить Бога и за это? (…) Конечно, ведь, может быть, Бог спас нас этим – мы пошли бы на праздник, а по дороге нас могла бы сбить машина… А Бог через болезнь уберег нас от травмы. Ведь Он видит и знает всё наперед. Благодарить Бога надо за всё.
— Ребята, а кому мы можем молиться? (Богу, святым)
…Очень важно помнить, что все делает только Бог! Мы не молимся святителю Николаю, например: «Святой Николай, сделай так, пусть я получу пятерку!» Мы молимся, чтобы святой Николай помолился о нас с вами Богу и попросил Его. Сами святые не творят ничего, но так как они стоят близко к Богу по своей святости, то могут просить Господа за нас.
— А откуда люди берут молитвы? (Из молитвослова, из Библии – можно показать молитвослов)
…Великие святые молились и записывали свои молитвы, они собраны в молитвословах, это самые важные молитвы на все случаи жизни. Среди них есть одна молитва, которую дал нам Сам Иисус Христос.
— Кто-нибудь знает, что это за молитва, данная нам Богом? (Отче Наш, она записана в Библии).
Отче наш, Иже еси на небесех!
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Мультфильм «Молитва Господня». Вывод делаем вместе.
Эту молитву мы с вами также читаем перед началом занятий, ее поют хором в храме. А есть еще одна молитва, которой молятся в церкви все вместе, это Символ веры. В этой молитве собрано всё учение Православия.
— Всегда ли нас видит Бог? (Всегда)
…Да, и сейчас, в этот самый момент, Бог смотрит на каждого из нас. Давайте встанем (предстанем пред Господом) и хором помолимся от всей души молитвой Господней.
…Обязательно чаще говорите с Богом, молитесь, пусть даже и своими словами, но от души. Просите помощи, благодарите за все, славьте Бога.
Для просмотра предлагается Притча о потерянной овце.
Видео (кликните для воспроизведения). |
(Рассказать, что Бог — наш Пастырь (значит, «пастух»), а мы его «овечки». На фон из цветного картона наклеивается вырезанная из белой бумаги овечка, раскрашивается травка, место для шерсти мажется клеем и наклеивается тертый пенопласт, синтепон или вата).
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.