Как называть детей в молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: как называть детей в молитве - подобранную специально для Вас!

В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. У святителя Тимофея Александрийского (+ 385 г .) в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет» (Правила Православной Церкви, т.2, М., 2001, с.488-89). Здесь нет противоречия с установившейся практикой. Сознание нравственной ответственности растет по мере внутреннего созревания человека. Семь или десять лет устанавливаются условно. Семилетний отрок делает только первые покаянные шаги. Поэтому можно говорить пока о неполной вменяемости ему греха. Зрелость воли и нравственного сознания достигается годам к 14-ти.

Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.

Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией. Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение. То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.

В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.

Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.

Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.

Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.

С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.

Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.

Читайте так же:  Чтение молитв наоборот

Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.

Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как и в обычном возрастном описании, так и в церковном, есть определенные названия возраста человека. Они имеют несколько иные названия, а также понятия. Чаще всего их используют при написаниях записок в храмах. Для детей определяют два понятия: младенец и отрок. Возраст отрока в православии принято считать с 7 и до 14 лет. Именно в этот период ребенок уже может принимать решения и нести за них ответственность.

Отроком принято называть ребенка, только с того момента, когда он самостоятельно сможет принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Зачастую такую возрастную границу ставят на возраст 7 лет.
До этого момента считают, что ребенок еще пребывает во младенчестве и очень зависим отрешений своих родителей. А вот пребывая в отрочестве, он уже может отвечать за свои грехи. Именно с этого возраста ребенок может исповедоваться. Это объясняется тем, что его нравственное сознание пробуждается настолько, что неправильные поступки могут быть признанными как грех, и за них ему необходимо будет нести моральную ответственность.

В младенчестве поведение ребенка в основном основано на природных потребностях и не контролируется нравственными правилами. Но со временем это чувство возрастает. А так как дети легко возбудимы и впечатлительны, то такие поступки могут быть результатом их воли.

И исходя из этого, такие поступки грехами человека в православии не считаются. Но вот быть категоричным в плане того, что возраст для всех детей одинаков – это ошибка. Ведь все разные и развиваются неодинаково.

Это же относится и к того, до какого возраста отрок в православии. Принято считать, что данный период заканчивается в 14 летнем возрасте. Это также условно. Такой критерий был установлен из-за возможности вступать в брак. Хоть у многих православных народов такой возрастной уровень также отличался. Но было точно известно, что этот возраст был старше 14 лет. После этого периода наступала следующая ступень – это юность. И к нему были свои требования.

Согласно некоторым преданиям есть история о святых отроках. Данные сведения говорят о семи мальчиках, которые ни при каких устрашениях не отказались от веры в Господа. Ими были:

План . Любовь Бога к людям; потребность людей прославлять Его в молитве. Значение слова «слава». Изучение молитвы «Слава Тебе, Боже наш…». Значение славянских слов в молитве «Слава Отцу…», изучение ее. Нравственное приложение.

З. А все, что нам нужно, дает нам кто?

З. Все нам дает Бог и дает нам все хорошее, потому что Он нас любит. А кто людям дает что-нибудь хорошее, того люди бранят или хвалят?[1]

З. Бог всегда дает все, что нам нужно, и умные люди всегда хвалят Бога. Мы людей хвалим слова-ми, и Бога можно хвалить словами. Как называются наши слова к Богу?

З. Значит, люди хвалят Бога чем?

З. Когда люди хвалят Бога, то они говорят молитву: «Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе». Когда мы хотим похвалить кого-нибудь, то говорим про такого человека, что он славный. Так и в молитвах вместо слова «хвала» говорится слава . Как «хвала» говорится в молитвах?

З. Теперь мы и запомним молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе .

Молитва заучивается сначала хором, а потом поодиночке [2].

«Слава» как сказать по-другому?

З. Когда мы говорим молитву: Слава Тебе, Боже наш … кому мы молимся?

З. Что мы делаем этой молитвой?

З. Этой молитвой мы хвалим одного Бога. А в скольких Лицах существует Бог?

З. Назовите три Лица Святой Троицы.

З. Мы прославляем Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас мы говорили молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе . Точно так же люди молятся и всем трем Лицам Святой Троицы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . «Слава» как по-другому?

З. Значит, когда мы хвалим всех трех Лиц Святой Троицы, тогда говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . Запомним эти слова.

Люди хвалят Бога теперь и всегда и никогда не перестанут Его хвалить. Это они говорят и в молитве «Слава Отцу…». «Теперь» — в молитве говорят ныне . Как говорится в молитве слово «теперь»?

На этот вопрос должны ответить несколько учеников, чтобы могло быть усвоено значение славянского слова. То же самое делается при заучивании и других славянских слов.

З. «Всегда» в молитве говорят присно . Как — «теперь»? Что значит присно ? Что значит ныне ? Мы сказали, что люди никогда не перестанут хвалить Отца и Сына и Святого Духа. А в молитве говорят:… во веки веков . Как говорится, что люди никогда не перестанут хвалить Бога?

З. Что значит во веки веков ? Как говорятся в молитвах слова «теперь», «всегда»? К молитве: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу мы прибавим слова: ныне и присно и во веки веков . Теперь прочитаем молитву.

В этой молитве кому говорится «слава»?

У. Отцу и Сыну и Святому Духу.

З. Когда эта «слава» говорится?

У. Ныне и присно и во веки веков.

З. А как в молитве говорят слово «верно»?

З. Прибавим это слово к молитве и прочитаем ее всю.

Следует чтение, а потом заучивание молитвы.

Сегодня мы с вами говорили, что все на свете Божие; Бог нас любит, дает нам все, что нам нужно. Мы за это хвалим Бога молитвами. Когда хвалим Бога, то говорим: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Бог в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, а потому хвалим Бога еще другой молитвой: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Теперь вы, дети, знаете четыре молитвы и читайте их утром и вечером, когда молитесь Богу. Когда узнаете еще другие молитвы, тогда читайте и их, а я вам скажу, когда какие молитвы нужно читать.

  1. Выражения «порицать», «поносить» и тому подобные незнакомы детям, а потому здесь «хвалить» противопоставляется слову «бранить» в русском значении последнего.^
  2. Это правило должно соблюдаться при изучении каждой молитвы, и в дальнейшем изложении указаний о хоровом и одиночном заучивании делаться не будет.^
Читайте так же:  Очистить карму молитвами

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама – Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом — как выбрать имя ребенку по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения – это тот день в который родился человек, а именины – это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин – это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас – практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них – для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

Православная книга «Святцы» – это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам – это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика – тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию – запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как известно, при крещении ребёнку в большинстве случаев даётся совсем другое имя, нежели то, каким его нарекли в миру. Это делается для того, чтобы никто не смог причинить ему зла, а нечистые силы не смогли заполонить его душу, ведь он находится под защитой Бога, который знает именно его православное крещенское имя. Также это имя при обряде крещения говорят крёстным родителям, которые являются духовными наставниками ребёнка.

Именно поэтому выбор имени для этого случая – процесс щепетильный и очень важный. И взрослым к нему нужно отнестись со всей серьёзностью. Как дают имя при крещении? Полный и детальный ответ на этот вопрос содержится в данной статье.

Имя даётся человеку на восьмой день от рождения. Но об этом факте знают далеко немногие, и часто молитва о наречении читается батюшкой перед самим обрядом крещения. Ребёнок нарекается, как правило, в честь определённого святого, в день (в период) празднования памяти которого родился.

Таким образом этот святой становится его покровителем и просит за него перед Всевышним. Поэтому к выбору имени при крещении нужно относится со всей ответственностью, ведь выбирается не просто наречение, а ангел-хранитель, который будет сопровождать человека всю его жизнь.

Чудесным источником выбора имен при крещении является церковный православный календарь, который не утратил своей актуальности и сегодня. В современном списке имён святых более тысячи наречений различного происхождения.

Многие из них достаточно устаревшие и давно не используемые, но с последнее время среди молодых родителей замечена особенность – называть своего малыша очень редким именем. И если они желают сделать именно так, но Святцы им в этом помогут лучше, чем кто-либо другой.

В христианской культуре существует группа имён, которая сложилась исторически. Имена этой группы называют церковными, православными, или каноническими. Многие из этих имён можно встретить в церковном календаре, где ещё также вписаны даты памяти православных святых.

При крещении каждому православному дают имя в честь определённого святого. Но также есть достаточно большой список имён, которому соответствуют святые с подобным по значению именем, например, Юрий – Георгий, Виктория – Ника. Если же имени, которым нарекли человека, нет в святцах, и подобного ему тоже не найти, тогда имя даётся совершенно другое, но близкое по звучанию и смыслу.

Православное имя дают в честь одного из святых. Он же на протяжении всей жизни является покровителем, ангелом-хранителем окрещённого. День празднования памяти святого становится именинами этого человека. Но святой не только даёт человеку своё имя и день именин, он наделяет его качествами, присущими конкретно ему, а они всегда благие и сильные.

Именем церковным нужно называть себя при причащении или исповеди. Его же необходимо называть в записках “О Здравии” и “Об Упокоении”.

Читайте так же:  Молитвы когда очень трудно в жизни

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Издавна имя перед крестинами выбирали сами родители, либо же со священником по Святцам – списку канонизированных святых, который составлен точно по датам. В этом календаре каждая дата является днём памяти определённого святого, а иногда в один день имён может быть несколько. Тогда при выборе имени для ребёнка есть разнообразие, и здесь уже нужно хорошо подумать, какому святому вручить его судьбу.

Также бывает и наоборот – одному имени соответствует несколько дат, например, Иоанн, Мария.

Особое внимание нужно обратить на день празднования именин. Часто его не помнят, не знают и просто не замечают, считая, что главным является только День рождения человека. Это далеко не так. Именины очень важны, ведь это – день памяти вашего святого и, почитая его именно в этот период, вы показываете ему своё уважение и благодарность, а он в ответ – продолжает покровительствовать вам во всех жизненных делах.

  1. по всем церковным канонам, имя ребёнку выбирают по Святцам на 8 день от даты рождения ребёнка. Имя день памяти святого в эту дату и есть днём именин;
  2. если же подходящего имени не нашлось совсем в этот период, то смотрят дни памяти святых на сороковой день от рождения малыша. Это допускается церковью, так как раньше ребёнка крестили обязательно на 40 день;
  3. также можно назвать дитя в честь святого, который особенно почитаем в его семье. Это своеобразная семейная традиция, и она достаточно сильна и вполне приемлема до сегодняшнего дня.

Стоит также уточнить, что в церковном календаре значительно больше мужских имён. Поэтому при крещении девочкам часто даётся имя святого-мужчины, ведь производная его имени может быть и прекрасным женским вариантом.

Дата рождения ребёнка очень важна при выборе церковного имени. К ней нужно обращаться обязательно, ведь Месяцеслов (церковный календарь) был составлен, исходя из писаных православных канонов.

Дата, когда родился человек – это не случайное число, потому как Бог послал его на Землю именно в этот день, а значит, наделил определёнными качествами для выполнения своей миссии. И в этот же день Всевышний даёт ему покровителя, который будет неустанно следить за ним, оберегать от всего греховного и помогать во всех житейских ситуациях. И делать это он будет через его церковное имя, ибо для него наши земные имена не имеют никакой силы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует огромное количество имён, которые можно давать при крещении. В основе своей каждое из них соответствует дате (периоду) рождения и дню памяти святого. Их список достаточно велик, поэтому следует обратиться к Святцам, но при этом обязательно учитывать:

  • день (дату, период) рождения;
  • определение святого (если имён несколько);
  • при выборе имени для девочки – женский вариант мужского имени.

Второе имя при крещении дают только при условии, если в календаре данного имени нет, например, Полина – Аполлинария. Днём именин тогда будет тот, который находится ближе всего к святцам. Об этом родителям, как правило, рассказывает священнослужитель.

Имена при крещении женские, в церковном календаре, находятся в намного меньшем количестве, поэтому имя девочки при крещении выбрать достаточно сложно. Ведь родителям зачастую хочется, чтобы оно было и красивым, и значимым. Тогда при выборе им нужно хорошо всё обдумать и обсудить, потому что выбранное имя станет символом для ребёнка и знаковым для его покровителя, а в его лике и для самого Господа.

Предлагаем церковные значения некоторых женских имён, которые сегодня встречаются достаточно часто и вызывают определённые вопросы у родителей во время обряда крещения:

Какое имя дают при крещении? Это очень важный вопрос для родителей, которые хотят отдать ребёнка под защиту Господа. Церковное имя – это благодать, сила и характер, которые влияют на всю жизнь и формируют судьбу человека. И этот выбор, как никакой другой, зависит от нас самих.

Смотрите еще и видео, в котором протоиерей рассказывает об именах, данных при крещении:

Например, я хочу поставить свечку в церкви за здравие. Имя у человека в паспорте одно, а при крещении батюшка дал другое. Когда что-то просишь в храме для этого человека, каким именем его называть?

Когда свечку ставите, лучше молиться, называя его святое имя, если оно Вам известно. Если же неизвестно, молитесь, называя его светским именем — Господь всё знает.

Если же подаёте записку о здравии для церковного поминовения, то писать нужно обязательно святое имя в родительном падеже, например:

Говорят, что нельзя называть своих детей в честь людей с тяжелой судьбой. Ребенок может повторить его судьбу.

разве в святцах (в которых записаны все персоналии, признанные православием святыми, угодниками, мучениками, страстотерпцами) упомянут хоть один человек с лёгкой судьбой? Самый первый из мучеников — Св. Стефан был забит камнями, а имя Степан (его народная русская форма) — одно из самых популярных. Св. Ап. Павла обезглавили, а вокруг море Павлов. Преподнесённая на блюде голова Иоанна Крестителя не помешала имени Иван стать самым популярным в России. Первые русские святые Борис и Глеб были убиты Святополком. И даже умершие своей смертью Иаоанн Богослов прожил жизнь трудную, полную трудов, борьбы за веру и лишений.

В сонм святых (в любой категории) не попадают, благополучно пролежав на печи и поглядывая в окно в обществе кота и самовара. Жизнь выдающегося сына церкви предполагает преодоление самого себя и подвиг в её славу.

«Обычай», который Вас волнует, — лишь одно из суеверий в стиле «вуду», то есть симпатической магии: дескать, качества исходного объекта (Св. Ап. Петра, распятого вниз головой) перейдут на новый объект (крещённого его именем мальчика). Распространяющие подобные лжеучения извращают суть христианства по незнанию его основ либо намеренно. Такие люди должны быть остановлены и пристыжены при попытках внушать языческие установки под видом христианского вероучения.

Вам нечего бояться. Имя пострадавшего за веру не «испортит жизнь» ребёнку. Нашёптывающих лжеучения — гнать в шею.

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, можно ли называть сына именем отца? Я на 9 месяце, ребенок будет второй, тоже желанный. С мужем состоим в браке (не венчаны). Хотим назвать сына, как и мужа, Михаилом. Это не связано ни с какими семейными традициями, просто нам нравится это имя, для нас оно несет доброту. Но со всех сторон от родственников и друзей, читающих молитвы бабушек слышим, что плохо называть одним именем, что в високосный год нельзя так называть, или что-то про судьбу ребенка. Подскажите, это все суеверия или же что-то имеет место быть? Может быть, дать это имя ребенку, как “мирское”, а крестить под другим именем?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Анастасия. То, о чем вы говорите, – это суеверия. Так что называйте ребенка спокойно тем именем, которым хотите, и крестите в храме Божием. И потом непременно приносите сына в храм на Причастие.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Добрый день, подскажите, пожалуйста, можно ли, когда читаешь молитву, там, где есть имена, говорить своё и мужа, к примеру? Или я так сделаю только хуже и себе, и другим или вообще, не дай Бог, какую-нибудь порчу наведу, сама того не ведая?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Читайте так же:  Молитва о страсти гнева

Здравствуйте, Ирина! Там, где в молитвах предполагается вставлять имена людей, о которых мы молимся, написано “имярек” (то есть “назвать имя), и там не то что можно, а нужно называть имена! И если Вы молитесь своими словами о чем-то конкретном или о ком-то, то можете назвать, конечно! Молитва – это живой разговор с Богом, живое к нему обращение. Она не имеет ничего общего с заговором, так что ничего плохого Вы не сделаете. Вы же просто Господа просите о помощи.

Читайте также:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.

Ближние — это все люди, с которыми мы имеем дело:

  • родственники
  • друзья
  • коллеги по работе
  • соседи
  • все те, кто нуждается в нашей помощи

Любого из них можно помянуть в молитве.

За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.

Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.

Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью. Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.

У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно молиться в церкви и можно совершать домашнюю молитву (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.

В храме можно ставить свечи и подавать записки о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.

Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.

Не ставьте свечу о здравии на канун — столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!

Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.

Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана — Фотиния, Юрий — Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.

Домашние молитвы о ближних читаются в конце утреннего молитвенного правила. В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.

Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или вечернего молитвенного правила. Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.

Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот — помянник, который используют во время молитвы.

Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, — наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.

Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.

Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст — церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.

Быть крестным или крестной — большая ответственность. Крестные родители непосредственно участвуют в чине крещения младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.

В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.

Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.

Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные — так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.

Наличие двух крестных не обязательно — крестный может быть один, одного пола с ребенком.

Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:

— «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») — «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся») ;

— «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).

После этого крестный (или крестная) читает за ребенка Символ веры.

Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.

На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.

У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве.

Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.

Молясь об умерших некрещеных, нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется молиться о самоубийцах: они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.

Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.

О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.

В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».

С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, — это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к истинной Церкви. О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.

Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.

Святыми не рождаются, ими становятся. Как стал, к примеру, раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину пустынь. Ведь в святых мы почитаем не безгрешность, не подвиги аскетики или ратного дела, не творимые ими чудеса и изрекаемые пророчества, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими». Каждый из христиан призван стать святым. И нам дается чудесная помощь на этом нелегком, но посильном пути — небесные защитники и покровители, словом, ангелы-хранители, которые ведут нас по жизни. О них, об их незримом, но спасительном присутствии в нашей жизни мы сегодня говорим со священником прихода в честь иконы Божией Матери «Умиление» Филиппом Измайловым.

— В святцах есть две святые с именем, которое мне дали в крещении. Одна из них — моя небесная покровительница — малоизвестная святая, даже в кругах воцерковленных людей. Ее почти никогда не поминает священник на отпусте в конце литургии, с трудом можно найти ее образ. И никто из знакомых, за исключением самых близких, не поздравляет меня в этот день с именинами. Другая святая, напротив, широко известна. И все звонки с теплыми словами и поздравлениями я всегда получаю именно в этот день. Можно ли мне отмечать день Ангела дважды в год и молиться обеим святым?

Читайте так же:  Православные молитвы которыми молились подвижники Келейно

— Икона Всех святых — образ универсальный, собирательный. На нем символически нарисовано все воинство Божие. Как правильно молиться перед этим образом? Какие чаще всего молитвы «слышит» икона Всех святых?

— Перед этой иконой мы можем обратиться за помощью к своему святому покровителю, как если бы это была именная икона. Однако если мы почитаем какого-либо святого, часто молимся ему, то лучше иметь перед собой его отдельную икону. Икона Всех святых часто встречается в храмах. У нее свое особое назначение: показать величие Церкви торжествующей, показать, что мы не одни, у нас есть заступники на небе и их много. Что они готовы услышать наши молитвы, помочь в прохождении земного поприща, в нашей брани духовной. Всегда можно написать образ даже редкого святого по общему канону мучеников или преподобных.

— Мой ребенок родился в праздник Пасхи. Свекровь утверждает, что его день рождения надо отмечать именно в этот день, а не по дате. Можно ли с этим мнением согласиться?

— Пасха для каждого христианина — праздник праздников, торжество из торжеств. В этот день мы все вспоминаем победу Христа над смертью и адом. Торжество этого события настолько велико, что нет смысла искусственно совмещать эти два праздника: церковный и личный. Другое дело, если они совпали, этому можно только порадоваться и поблагодарить в сердце Господа.

— В старину на Руси день Ангела считали более важным, чем день рождения. А царские именины вообще были государственным праздником. Какие традиции празднования можно почерпнуть из прошлого современному человеку? И как правильно, с пользой для души, провести этот день?

— Как известно, на Руси имя ребенку давалось по святцам — церковному календарю, и родители надеялись, что жизнь ребенок проживет достойно имени того святого, который стал покровителем младенца. День рождения и день Ангела очень часто совпадал. И человек праздновал один большой праздник. Когда есть такое единство, это замечательно. У меня и моих детей так не получилось. К примеру, в день рождения моей дочери в святцах не было женских имен.

В старину день Ангела отмечали особым образом: пекли именинные пироги, приглашали много гостей, пели именинные песни. Но главное не во внешней атрибутике праздника, которая со временем может меняться, а в духовном значении этого дня. Человеку важно хорошо к нему подготовиться — исповедаться и причаститься. Придя домой, полезно еще раз прочитать житие своего святого, вспомнить о добродетелях, которые он стяжал, и подумать, как им можно подражать. Если святой покровитель оставил какие-то духовные сочинения, почитать и их. Если ваш святой — мученик, поразмышлять над такими добродетелями, как мужество, стойкость в вере и бесстрашие, верность Христу до конца. Подумать над тем, как бы ты поступил в похожей ситуации. Мученикам вообще хорошо молиться, когда посещает малодушие.

— Если твой святой-покровитель — преподобный или блаженный? Чему может поучиться у них современный христианин?

— У преподобных мы можем взять в пример любовь к молитве, к работе над собой, своим внутренним человеком, умение контролировать свои помыслы, их особое, более напряженное устремление к Богу. Подвиг юродства — особый, когда избранные на него люди принимали на себя вид умалишенного или нравственно падшего человека. Они были гонимы, унижены и нередко побиты, постоянно подставляя свои душу и тело под всеобщее осмеяние. Этот подвиг направлен в первую очередь против гордости житейской. Юродивые в большей степени попрали эту страсть. Они учат нас не бояться упреков, оскорблений, жизненных неудобств, неудач, несчастий и скорбей — всего, что может нарушить привычный ход жизни и вывести нас из равновесия. Сейчас, когда комфорт и удобство приобретают в обществе все больший вес и ценность, важно помнить о тех людях, которые имели мужество вообще отказаться от этих ценностей. Они учат нас проще относиться к жизни, с юмором. Словом, у любого святого, в каком бы лике он ни был прославлен, есть чему каждому поучиться.

— Мне бы хотелось крестить дочь в честь святой, имя которой есть в греческих святцах, но не значится в русских? Допустимо ли это?

— Допустимо, но нежелательно. Потому что мы постоянно будем встречаться с непониманием в храме. Сотрудники храма будут это имя либо вычеркивать, либо требовать от священника подробного объяснения. Лучше не искушать их, не мучить ребенка, а назвать его в честь святого, который известен русской православной традиции.

— Именины. У этого дня есть и другие названия: день Ангела, день тезоименитства. Как правильно называть этот праздник?

— Именины — название говорит само за себя. В этот день мы празднуем память святого, имя которого носим. Другое название праздника — день Ангела. Господь каждому из нас дает двух Ангелов, учит нас святой Феодор Едесский, один из них, Ангел-хранитель, оберегает нас от всякого зла и помогает творить добро, другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Тезоименитство — день именин члена царской семьи, высокопоставленной особы. Сегодня мы так называем только день Ангела Святейшего Патриарха.

— Как объяснить ребенку значение дня Ангела, как его подружить со своим святым?

— Важно приучить ребенка посещать в этот день храм, приступать к таинству Исповеди и Причастия. Дома прочитать вместе житие его святого, поговорить о его добродетелях. И, если это возможно, подробно остановиться на его детстве. Как этот святой почитал своих родителей, выполнял свои обязанности, нес дома послушание. Ребенок для себя с удивлением откроет, что святой, просиявший столькими подвигами, тоже был ребенком и тоже был в послушании у родителей и с детства тянулся к свету, чистоте, Христу. Хорошо бы в этот день помолиться вместе с ребенком его святому особым образом. Прочитать молитву, тропарь с кондаком, присовокупив несколько своих теплых слов. Для ребенка важно иметь наглядный образ своего святого покровителя — его икону. Чтобы она всегда была на глазах: висела над кроваткой или в молитвенном уголке.

Подготовила Марина Дружкова

Видео (кликните для воспроизведения).

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Как называть детей в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here