Когда Крестятся при чтении молитвы

На данной странице вы найдете детальное описание: когда крестятся при чтении молитвы - подобранную специально для Вас!

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

Вопрос: сколько раз нужно креститься в церкви на молитве и дома?

Ответ: Уставом Православной Церкви предусмотрены правила совершения крестного знамения без поклона и крестного знамения, сопровождающегося поясным или земным поклоном. Краткий свод их следующий:

1. Крестное знамение полагается:

в начале и при окончании чтения Священного Писания; в начале чтения или пения стихиры, тропаря или псалма; при словах «аллилуиа» В средине шестопсалмия; при чтении и пении Символа веры — при словах: «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго»; на отпусте при словах «Христос, истинный Бог наш», «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при поминовении празднуемых святых и на диаконском прошении «Спаси, Боже».

«Для христиан Крест — величайшая слава и сила, ибо вся наша сила — в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша-в смирении Бога» (преподобный Симеон Новый Богослов). Крестное знамение нужно изображать на себе правильно: соединив вместе кончики трех первых пальцев правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а прижатые к ладони два остальных пальца — в знамение того, что Иисус Христос есть не только Бог, но и Человек. Сложенные вместе три пальца полагаем на лоб (чтобы Господь просветил наш ум, мысленно говоря: «Во имя Отца»), затем — на грудь (чтобы Господь освятил сердце и чувства, со словами «и Сына»), и наконец — на правое и левое плечо — для освящения нашей деятельности (со словами «и Святаго Духа. Аминь»).

2. Крестное знамение сопровождается поясным поклоном:

при каждом прошении на ектениях; при словах священника или чтеца, воздающих славу Богу или Святой Троице; при чтении или пении «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «аллилуиа» на кафизмах и после псалмов на часах; по окончании пения стихиры, тропаря или псалма; при произнесении имени Пресвятыя Богородицы на прошении «Спаси, Боже»; при пении на утрени песни Богородицы, на каждом припеве, при слове «Величаем»; при окончании отпуста; при окончании Символа веры; на литургии при возгласах «Станем добре . », «Победную песнь . », «Приимите, ядите . », «Пийте от нея . », «Твоя от Твоих . »; при возгласах «Господу помолимся» и «Ко святому . помолимся»,’ предваряющих какое-либо моление.

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после прикладывания к святыне.

При прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновре­менно с совершением крестного знамения.

3. Преклонение главы без крестного знамения совершается при возгласах священника:

«Мир всем»; «Благословение Господне на вас . »; «Благодать Господа нашего . буди со всеми вами»; «И да будут милости Великаго Бога . со всеми вами»; а также при словах диакона «И во веки веков» перед Трисвятым.

Не принят в Русской Православной Церкви обычай складывать вместе ладони при общем благословении священником мирян в храме и, тем более, целовать их.

Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир, а также певцам при пении; они должны перекреститься до пения или после него. Не следует креститься подходя ко Святой Чаше, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу; руки должны быть сложены на груди крестообразно — правая рука поверх левой. По принятии Святых Таин, неспешно, с благоговением облобызать край Чаши и до принятия теплоты не креститься и не кланяться.

Преклоняют главу во время чтения Святого Евангелия за богослужением и на Великом входе.

На Великом входе при словах «И вас всех, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем» отвечаем с поклоном «священство (или протоиерейство, или иеромонашество, или игуменство, или священноархимандритство, или архиерейство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» (при патриаршем служении: «Святительство твое . »).

4 .Крестное знамение сопровождается коленопреклонением (кроме дней особых, указанных ниже):

на литургии при возгласе «Благодарим Господа»; на преложении Св. Даров — при окончании пения «Тебе поем»; после пения «Достойно есть» или задостойника-земной поклон; при пении «Отче наш»; при первом и втором изнесении Святых Даров — для причастия и после него. Причастники совершают при последнем появлении Святых Даров поясной поклон. Кто еще не успел принять теплоту, должен повернуться к Чаше лицом, выражая этим благоговение к Святыне.

Не возбранено также совершить земной поклон на возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста, по указанию Типикона, Часослова и Постной Триоди, земные поклоны полагаются:

при чтении кафизм на утрени — три поклона (на кафизмах часов и вечерни совершаем поклоны только поясные); на каждом припеве песни Богородицы на утрени, на «Достойно есть»; на великом повечерии при возглашении «Пресвятая Владычице Богородице . » и следующих за ним; на вечерне и часах при пении покаянных тропарей; на изобразительных при пении «Помяни нас, Господи . », в конце — З поклона; на молитве св. Ефрема Сирина.

Читайте так же:  Молитва от чревоугодия и обжорства Матроне Московской

С вечерни в пятницу до вечерни воскресной великопостные поклоны отменяются, кроме особых поклонов за литургией Преждеосвященных Даров; такие коленопреклонения установлены за литургией Преждеосвященных Даров при возглашении «Свет Христов . » И при перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы небесныя . », а также при пении «Да исправится молитва моя . ».

По Уставу не положено коленопреклонений во все дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления, от утрени Четвертка Страстной седмицы (кроме поклонов пред Святой Плащаницей) до вечерни Пятидесятницы, когда по Уставу положено читать особые коленопреклонные мо­литвы, во все двунадесятые праздники до отдания (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в день причастия Святых Таин. Поклоны прекращаются от входа на вечерне на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный Устав возбраняет во время общественного богослужения совершение особых поклонов, кроме установленных, а также продолжительное стояние на коленях, нарушающие чин и порядок богослужения. Если в храме во время богослужения тесно, то лучше не совершать коленопреклонений; чтобы не нарушать молитвенной сосредоточенности рядом стоящих.

По традиции православные христиане при входе в храм про себя или очень негромко читают стихи псалма «Вниду в дом Твой . » (Пс. 5, 8-9). Затем 50-й и 90-й псалмы (с. 70 и 76). Верующий должен входить в храм неспешно, тихо, с благоговением,’ ибо храм-это дом Божий, жилище Царя Небесного. Шум, разговоры и смех оскорбляют святость храма и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона со словами: «Боже, милостив буди мне, грешному» (поклон), «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (поклон), «Создавый мя Господи, прости мя» (поклон,). Затем совершается поясной поклон на обе стороны людям, прежде вошедшим в храм.

Сотворив три поясных поклона с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сынe Божий, помилуй мя грешнаго», внимай начавшемуся богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Такие же молитвы с поклонами полагаются и по отпусте, то есть по окончании службы.

Проект очень нуждается в вашей молитвенной и благотворительной поддержке!

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Когда и сколько раз нужно креститься во время чтения Символа веры? Всегда считала, что трижды, мы же веруем в Троицу? И еще при слове «Аминь», чем свидетельствуешь о своей вере. Так мне объясняли. В храмах многие крестятся еще и при словах «Во единую, святую и апостольскую Церковь», и при «крещение во оставление грехов». Как будет правильно? И еще, я читала, что в молитве «Отче наш» более верный перевод должен быть не «во искушение», а «в напасть», и не «от лукавого» а «от зла». Будет ли грехом читать «Отче наш» такими словами?

1. Устав крайне мало говорит о совершении Литургии, поэтому о поклонах на пение Симола веры можно судить по церковной традиции. Обычно правило является свершение крестного знамения без поклон при словах: «Верую. », «И во единаго Господа Иисуса Христа. », «И в Духа Святаго. ». Сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Правильным же будет не отвлекаясь молится за богослужением, а количество поклонов дело не первой важности.

2. «И не введи нас во искушение». Искушение и напасть – слова синонимичные, поэтому здесь можно и нужно следовать тому переводу, которая избрала Церковь. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет:

Касательно фразы «Но избави на от лукавого», приведу слова другого святого отца — Иоанна Златоуста:

«Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго, — и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, — говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти».

Вопрос: как правильно читать молитву, спасибо

Ответ: Здравствуйте.Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою.Главное в молитве — вера, внимание, благоговение, сокрушение сердца и обещание Богу не грешить.Техника чтения не должна заслонять смысл читаемого. Молитвы обычно читаются ровно и спокойно, без какой-то преувеличенной интонации.Святитель Феофан Затворник в статье » Как надобно молиться» писал: Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: «Век живи, век учись», то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.

Древние святые отцы, приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле — и тело живет; прекращается дыхание — прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет и жизни в духе.

Но не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы. Читать молитвы на память или по книжке или слушать читающего их — опять не молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждение ее. Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих. Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу. Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она еще не молитва.

Читайте так же:  Молитва с Николаю Чудотворцу

Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный. Первый способ для этого есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу, войдешь в дух молитвенный.

В наших молитвословах помещены молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. — Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтобы молитвословие наше сделалось действительным для нас средством к воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот для этого три самых простых приема:

— не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления;

— не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;

— не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям. Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молится чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Читайте так же:  Утренняя молитвы читать

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество. Благослови вас Господь!

Вопрос: сколько раз надо креститься перед входом храм

Ответ: Здравствуйте. Обычно перед входом в храм крестное знамение совершают трижды с поясными поклонами. Подробнее о крестном знамении и поклонах вы можете прочесть здесь

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
В начале пения или чтения «Верую».
На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.
При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
При словах «Честнейшую Херувим. ».
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
При окончании пения или чтения каждой стихиры.
На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
По окончании пения «Тебе поем. ».
После «Достойно есть. » или задостойника.
При возгласе «Святая святым».
При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Во время церковной службы православными принято креститься и кланяться. Это связано с несколькими аспектами службы. Во-первых, крестное знамение, которым человек осеняет

себя, освящает и защищает наше тело и душу. То как складываются пальцы в это время имеет символическое значение: три пальца — триединство Святой Троицы и два — равнозначность божественной и человеческой сущностей Господа нашего Иисуса Христа. Во-вторых, крестное знамение и связанный с ним поклон — это социальный акт, высказывание, подчеркивающее исповедание веры, почтение, благоговение человека перед тем или иным объектом или фактом. В этом плане для участия в службе в качестве полноправного христианина необходимо знать когда надо креститься и как в это время кланяться.

1.Креститься без поклонов полагается:

  • в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, апостола, паремий;
  • в середине шестопсалмия при словах аллилуия;
  • при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую…И во единаго Господа Иисуса Христа…И в Духа Святаго…»;
  • на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых святых;
  • допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже…»и при отпусте.

2. Креститься с поясным поклоном полагается:

3. Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме особых дней (к таким, например, относятся дни от Пасхи до Пятидесятницы):

  • на Литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…»;
  • после возгласа «И сподоби нас, Владыко…»;
  • при первом и втором явлении Святых Даров;
  • кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе Святая Святым.

В дни Великого Поста многие поясные поклоны заменяются земными:

  • при входе и выходе из храма;
  • на славах при чтении кафизмы – три поклона;
  • на каждом припеве Песни Богородицы;
  • на «Достойно…»;
  • на великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;
  • на вечерне и часах при пении тропаря;
  • на Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…»- три поклона;
  • на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.
Читайте так же:  Молитва праведной феодоре царице греческой

4. При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном (поясным или земным, в зависимости от значимости святыни для поклоняющегося) дважды, легко приложиться устами, после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.

5. Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.

6. Преклонение головы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.

7. Поясной поклон без крестного знамения:

  • при словах «Мир всем»;
  • при словах «Благословение Господа нашего…буди со всеми вами»;
  • при словах «И да будут милости Великого Бога …со всеми вами»;
  • при словах диакона…»и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);
  • при словах священника Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии своем…кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество. священноархимандритство) твое да помянет Господь Бог во Царствии своем всегда и ныне и присно и во веки веков».

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся преклоняя голову; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не нужно креститься, а только преклрнять голову. Лишь в Светлую пасхальную Седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе!».

8. Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах Свет Христов…и при перенесении Святых даров во время пения Ныне Силы Небесныя…

9. Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: Паки и паки, преклонше колена…помолимся, а также Великим постом при пении «Да исправится…»

Видео (кликните для воспроизведения).

По уставу не положено совершать поклонов в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной Седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до Сподоби, Господи…на вечерни в самый день праздника.

Когда креститься? Когда кланяться?

Как часто мы уподобляемся м-м-м человеку, готовому расшибить свой лоб.

При всяком богослужении:
следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами (Примечание 2):
• при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
• на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся. »; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
• на «Отче наш. » (в начале) — поклон;
• в конце «Достойно есть. » (или Задостойника) — поклон;
• при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
• на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
• на каждом иерейском возгласе — по поклону.

Во время всенощного бдения:
• в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
• в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
• во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) — по земному поклону;
• на «Слава Тебе Господи. » перед чтением Евангелия и после чтения — по поклону;
• перед целованием Св. Евангелия или св. иконы — 2 поклона;
• после целования — 1 поклон;
• на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону;
• на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону;
• на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
• После великого славословия на Трисвятом — 3 поклона.

Примечание 1 В настоящее время сохранилось то противоречие о котором говорит Вальсамон, и существуют две практики. Одна запрещает женщине в дни очищения только причащаться и лобзать крест и иконы, вторая же вообще входить в храм.
Примечание 2 Здесь мы укажем Устав о всех временах года, за исключением Великого поста.

Из книги Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. — Сатисъ, 2000.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.

Варианты поведения в храме:
1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона.

1. Простое преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.

Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  2. В начале пения или чтения «Верую».
  3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

  1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  4. При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При словах «Честнейшую Херувим…».
  6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

  1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
  4. По окончании пения «Тебе поем…».
  5. После «Достойно есть…» или задостойника.
  6. При возгласе «Святая святым».
  7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
  8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
  9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
  11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
  2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Источник: Первые шаги в храме. М., 2001.

Когда Крестятся при чтении молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here