Послушание важнее молитвы и поста

На данной странице вы найдете детальное описание: послушание важнее молитвы и поста - подобранную специально для Вас!

Для многих из православных вполне понятен заголовок. У нас на слуху известная поговорка: «Послушание превыше поста и молитвы». Мы привыкли к ней, мы многократно повторяем ее в нашей речи по поводу и без, нам напоминают ее в трудные минуты братья и сестры озабоченные нашим спасением. Только вот понимание этих не сложных слов оказывается совершенно не похожим у разных людей.

Так что же превыше поста и молитвы?

Тут ведь как получается, человек совершает пост и молитву для своего спасения, так ведь? Значит, то что выше поста и молитвы, то выше частного спасения. А что выше частного спасения?

Любовь. Причем любовь жертвенная. Об этом сказано в Евангелии, что «нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя». Т.е. выше поста и молитвы может быть только жертвенное служение ближнему.

А как же быть с послушанием?

Все дело в том, что этим термином определяются два, довольно отличных друг от друга, понятия. В первом случае это послушание действие, послушание «глагол». Как пример — «послушался старца и пошел». А второе — послушание существительное. Этим термином называют различный род деятельности в монастыре. Послушанием может быть приготовление пищи для братии, священнослужение, настоятельство и т.д. То есть послушание — это род занятий, выполняемый для блага братии или сестер. Оно может быть при храме или даже в семье. В тоже семье у каждого свое послушание.

По моему глубочайшему убеждению знаменитая фраза «послушание превыше поста и молитвы» относится ко второму пониманию этого слова. Именно там, где нужно проявить любовь ради ближнего, послушание превосходит необходимые для личного спасения дела. Конечно, необходимость заботы о ближнем не должна лишать нас вообще молитвы и поста, но и чрезмерной скорби оттого, что нет времени на вычитывание особо благодатных акафистов, псалтыри или дополнительных глав Священного Писания, тоже быть не должно. Всему своя мера.

А как же быть с первым значением? Может ли в нем послушание быть превыше поста и молитвы? Может, если оно послушание любви.

Но гораздо чаще такое послушание становится причиной порабощения себе, а не Христу. Разрушает внутреннее устроение человека. Не менее знаменитая фраза — «иди, сделай за послушание то-то и то-то. «, может ли она быть достаточным основанием для оставления личного спасения в забвении?

В данном случае это всего лишь один из тренингов, совершенно равнозначный посту и молитве, он помогает человеку в деле спасения. И он не может быть выше поста и тем более молитвы. К тому же даваемые указания необходимо постоянно проверять Евангелием и совестью. Лично мне приходилось встречаться с довольно страшными проявлениями бездумного «послушания старцам», вплоть до совершения смертных грехов «по благословению, чтобы познать бездны ада». Да избавит нас Господь от подобных сетей лукавства.

Нет, и не может быть оправдания греху послушанием кому-то очень великому и важному. Только подлинное послушание=служение может превзойти молитву и пост.

И правда, через некоторое время и она стала четко выполнять его поручения. Но до этого было много протестов. Вот, например, на праздник Ильи пророка решили посетить святой источник, до которого было сорок километров. Священник поручил ей проводить женщину с больными ногами до трассы, остановить частную легковую машину и отправить ее на источник. Она помогла ей дойти до трассы и стала останавливать легковые машины. Какие угодно машины останавливались, но только не легковые. Прошел час, полтора, а женщина не соглашалась ехать на другой машине. И говорила, что тебе батюшка сказал, на какой машине ехать? На частной, вот и останавливай частную. Уже темнело, у моей знакомой закончилось терпение. И она сказала женщине, ну и сиди, жди частную машину, а я пойду и скажу отцу, что машины не останавливаются. И, что ты не хочешь ехать на другой машине. И ушла, оставив на трассе эту женщину. Когда священник пришел на трассу, этой женщины там уже не было. Ну, думает моя знакомая, куда она делась за пятнадцать минут?

Утром они встретились на св. источнике и она ей говорит: «Ты только ушла, подъехала легковая машина, и водитель спросил, куда бабушка тебе надо? Я сказала. Он довез меня прямо до источника и денег не взял». Вот так-то. Я запомнила рассказ знакомой на всю жизнь.

Даже, после этого случая ей все равно было трудно слушаться. Вот второй пример. Нужно было клеить обои на стенку отштукатуренную глиной. Монашка подошла к моей знакомой и говорит, что им двоим, священник поручил это сделать. Знакомая посмотрела на стену, и говорит, кто же на глину клеит обои? Намажешь клеем на глину, приклеишь обои, а завтра они «шубой» все станут. Сначала надо стенку подготовить. Пусть высохнет, а потом клеить.

На, что монашка ответила, раз ты такая умная — не делай, а мне отец сказал, я и буду делать. Тут и священник подошел. Ты опять споришь? Знакомая объяснила ему, если нужно выполнить послушание, я наклею. А если, что бы было качественно, то я считаю надо так-то и так-то. Он согласился с ее мнением. Потом ей легче было выполнять послушание, высказывая свое мнение и находить согласие. Так, что очень трудно дается послушание.

Духовные наставники по послушанию судят о духовном состоянии человека. В, будущем, этому человеку легче будет приобрести смирение и терпение. Которое, очень тяжело дается. Гордыня мощно сопротивляется. Знаю по себе. Когда нет, не нужного умствования, человек выполняет то, чему учат его наставники и приобретает свой личный опыт. Ему не надо поститься и усердно молиться, что бы найти ответ на ту или иную ситуацию. Но, а когда нет послушания, тогда молись, постись и проси, что бы получить ответ на тот или иной жизненный вопрос. Это тоже полезно потому, что придет время и у тебя не будет наставника. И тогда придется самому принимать правильные решения.

Послушание выше поста и молитвы. Таким путем легче идти. А поститься и молиться трудновато, но зато потом легче ориентироваться в жизни. Ты знаешь, что надо делать, что бы принять правильное решение. Выбор всегда остается за человеком. Дерзайте. Приобретайте во всем личный опыт. Я встречала людей которые занимались йогой по пять лет. Но пороки так и не уходили. А какие там прекрасные методики, комплексы упражнений, интересная информация. Просто восхитительно. Но нужно сорок дней подряд выполнять комплекс упражнений , чтобы избавиться от какого ни будь одного порока. Редко у кого хватало терпения на сорок дней. Следовательно порок оставался в человеке. Хотя он вегетарианец и много занимается, а сознание меняется медленно и не значительно. Выполняет много комплексов, но не по сорок дней, такой и результат.

Читайте так же:  Молитва чтоб отпустить человека

Сегодня ходил к обедне, к вечерне, остальное время читал жизнеописание старца о. Макария. Вот был человек. Хоть бы немного мне, грешному, походить на него. Докончил все жизнеописание, и теперь читать не придется, вероятно, довольно долго.

Батюшка благословил завтра, аще жив буду, начинать послушание, а все остальное чтение оставить. Сегодня у меня времени целый час, постараюсь припомнить что-либо из Батюшкиных бесед.

«Послушание паче поста и молитвы,— говорил Батюшка.— Не смущайтесь, если придется опаздывать или даже пропускать вовсе церковную службу. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго Вас не будут оставлять. Постепенно нужно проходить иноческое житие, это наука из наук. Как всякую науку нужно проходить, изучать под руководством более или менее опытного в сей науке человека, так и здесь необходимо держаться своего старца. Но «единого достоит вопрошати»,— ибо может произойти духовное разделение».

Дневник иеромонаха Никона (Беляева). Запись от 13(26) января 1908 года

Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.

Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.

Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.

Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.

Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.

Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).

Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.

Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.

Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.

Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.

“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).

Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).

Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.

Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.

Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.

“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).

В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.

Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.

Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.

Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.

Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.

Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.

Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”

Накануне Рождества 1997 года я была в Оптиной пустыни. День моего рождения 7 января, и я хотела причаститься в монастыре. Столько накопилось в душе вопросов, недоумений, обид, раздражений. Вспоминаю все домашние недоразумения, споры на работе. Надо помолиться на службах, исповедаться, причаститься. А из головы не выходят жизненные вопросы, житейские ситуации.

День первый
Паломникам дают послушание. Меня определили в прачечную. Руководит работами служительница монастыря Катя. Невысокая, строгая, говорит мало.
Пришла я в прачечную. Катя провела меня в комнату, где идет стирка, но пока никого нет. Здесь стоят две чугунные эмалированные ванны, до верха наполненные замоченным постельным бельем, и три стиральные машины.
– Прополоскай замоченное белье.
– Катя, так лучше два раза пропустить через машинку. Я же не смогу прополоскать хорошо! – предлагаю я. Немного постояв, Катя, молча уходит.

С ужасом смотрю на полные ванны и думаю, как бы рациональнее прополоскать. Надо переложить часть белья в другую ванну, освободить место для большого количества воды в другой. Пытаюсь вытащить пододеяльники. С водой переложить не получается. Начинаю выжимать и перекладывать. На третьем пододеяльнике спина не разгибается, а белья не уменьшилось. Выделываю разные движения, чтобы облегчить напряжение в спине и продолжаю перекладывать. Всё, место освободилось. Пускаю воду. Присела на край ванны, но спина всё равно немеет. Опять согнулась и полощу в воде простыни, наволочки, пододеяльники. Прополоснутое белье складываю на край ванны. Нет, это не дело. Сейчас всё свалится. Тазиков не видно. Открываю пустой бак стиральной машины и заполняю его прополоснутым бельем.

Читайте так же:  Молитвы после экзаменов

– Вот пять подрясников – постирайте и повесьте сушить. Завтра нужно погладить и отдать.
Мы же еле-еле успеваем первый объем работ закончить! Какие подрясники! Не выключая машины, Мария скоро развязывает узел и достает подрясники. Она вынимает первый, растягивает низ по скамейке и говорит мне:
– Бери хозяйственное мыло, вот щетка. Намочи и намыль низ подола и манжеты. И так каждый подрясник. Делай быстро один за другим, чтобы мы еще успели прокрутить их в машине с порошком и прополоскать. Я делаю. Как автомат – разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий! Разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий.

Мария с Леной освобождают одну машину, и мы запускаем первые два подрясника. Звонят колокола. Входит Катя. «На службу идите!» Никто ни слова. У нас процесс, который не прервать. Всё! Хватаем постиранные и выжатые подрясники и белье в кастрюлях, одеваемся и выходим на улицу. За нами сразу же выходит Катя, запирает дверь и говорит: «Завтра к девяти часам». Мы втроем вывешиваем подрясники и белье на веревку. Мороз. От белья идет пар. Руки стынут, прищепки падают. Развесили. Кастрюли поставили за домик.

Для православных христиан 19 февраля начался Великий пост – самый продолжительный и один из самых строгих постов, установленных Церковью. Великий пост продлится до 7 апреля, а 8 апреля будет праздноваться величайшее торжество – Пасха Господня. О значении Великого поста, о смысле постного подвига, о боязни поститься, о детском посте, и о том, почему пост – это радость, — наше интервью с клириком Брянского Петропавловского женского монастыря иереем Михаилом Макухиным.

Подражание Христу

— Отец Михаил, в честь какого события установлен Великий пост?

Молитва и милосердие

— Что важно успеть сделать в пост?

«Основа поста – не гордыня, а смирение»

— Бывает же и такое, когда человек поститься и доволен собой, что у него это хорошо получается.

— Основа поста – не гордыня, а смирение. Мы, наоборот, стараемся исполнить послушание, не показать, какой я хороший. Во время поста Господь нам дает шанс потрудиться во славу Божию, и этот шанс мы должны использовать. Но ни в коем случае не превозноситься от того, что мы попостились и у нас все получилось. Надо понимать, что мы попостились с Божией помощью, по нашей просьбе Господь нам что-то даровал. И поэтому мы должны не к себе относить наш успех, а к Богу, и Его за это благодарить.

— У каждого своя мера поста. И один человек, глядя на другого, может позавидовать, вон он так может, а я не могу. Как быть в этом случае?

— Бог всем все дает, и надо просить у Бога и сил, и терпения, и здравия. Господь не даст, если человек просит для себя, чтобы укрепилась моя гордыня. Господь даст, когда мы просим: «Господи, дай Тебе послужить и Тебе угодить», вот для этого мы и получим силы. Мы не должны зацикливаться на себе. Отчего возникает зависть, злоба, гнев? От того, что мы на себе замкнуты. А пост как раз на том и построен, что мы должны послужить не себе, а Богу и ближнему. Богу мы послужили молитвой, а ближнему милосердием.

Боязнь поста – малодушие

— Нередко приходилось слышать мнение, что пост вреден для здоровья…

— Каков же настоящий пост?

— Настоящий пост тот, который не виден. Когда я в спортзале накачал мышцы, вышел и мне все позавидовали, это заметно. А пост твой никто не видит, казалось бы, в нем нет прямой пользы. Ведь как должен поститься человек? Евангелие говорит нам: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показать людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16). То есть не посыпать голову пеплом, не выглядеть перед другими людьми постящимся, наоборот, быть радостным. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18). Пост – это не диета, когда мы вычеркиваем Бога. Если мы трудимся Богу, то от Бога и получаем воздаяние. А силы, думаю, у людей есть.

Воздержание в пище

— Что нельзя вкушать Великим постом?

— Мера поста проговорена в церковном уставе. Мы не вкушаем животную пищу, мясо, молоко, яйца, рыбу. Растительное масло вкушается только в субботу и воскресенье. Рыбу этим постом мы едим только один раз – на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Разрешается еще на Благовещение Пресвятой Богородицы, но в этом году праздник попадает на Великую Субботу, поэтому пост сохраняется, то есть рыбу вкушать не положено. Также в день Воскрешения праведного Лазаря – 31 марта — разрешается рыбная икра.

— Обязательно ли соблюдать пост по строгим церковным предписаниям?

— Если человек здоров, то почему бы и нет. Богу надо стараться как можно больше и лучше поработать. Потому что у Бога воздаяние большое. Чем больше мы потрудимся, тем больше будет нам награда. Господь говорит, что Он воздаст кому в 30, кому в 60 раз, кому во 100 крат. То есть Бог – самый надежный банк с самыми большими процентами. И человек, вкладывая туда, получит гораздо больше. На самом деле трудиться Богу можно всю свою жизнь. И Великий Пост – особое напоминание нам об этом. В Священном Писании говорится, что возлюбившему Бога, многое простится. «А кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 8:47). Почему человек боится поста? Потому что у него нет еще той любви к Богу, нет понимания, что мы Богу трудимся. Есть мнение, что пост — это церковное установление, это священники придумали, это людское. Но если мы так рассуждаем, то это не пост. Основание поста есть в Священном Писании. Более того, без поста человек не может спастись.

Почему пост – это радость?

— Вы говорите, что пост – это радость. А какая же это радость, если нужно плакать о своих грехах?

Детский пост

— Нужно ли детей приучать к посту, и каким образом это делать?

— Личным примером. Если в семье будут поститься родители, то будут поститься и дети. Надо, конечно, им объяснять, чего ради они постятся. Но если дети увидят постящихся родителей, то они это будут воспринимать естественно. А когда один родитель постится, другой не постится, то, конечно, ребенку очень трудно объяснить, что такое пост.

Читайте так же:  Молитва к Александру Свирскому

— В чем заключается постный подвиг для детей?

«Я же хороший, в чем мне каяться?!»

— Отец Михаил, чтобы вы пожелали всем тем, кто решился соблюдать пост.

Я желаю вам новых хороших, спасительных открытий этим Великим постом.

Беседовала Елена Ларина

Фото информационно-издательского отдела Брянской епархии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В разделе Религия, Вера на вопрос Говорят «Послушание превыше поста и молитвы» так ли это? заданный автором сложносочиненный лучший ответ это Послушание есть совершенное отречение от своей
души, действиями телесными показуемое.
Прп. Иоанн Лествичник
Кто взял на себя послушание, должен оставить свои дела на то время, когда он его несет, и с упорством довести его до конца.
Помни всегда, послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но – бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан.
Прп. Серафим Саровский
WOOD WOOD
Мыслитель
(9724)
Сверяй по Писанию и Заповедям

Лопух 3–й: революция тут ни причем, тем паче, что она давно завершилась Совершенно верно, юное поколение продолжают восстанавливать против взрослых. Иногда прямо диву даешься: откуда ребенок это взял? Ведь он телевизор не смотрит, подростковых журналов не читает (хотя кто

Техника паче музыки Искусство Техника паче музыки ОТЗВУКИ XIV Международный конкурс им. Чайковского уже стал историей. Страсти утихают, скандалы гаснут. Что же остаётся в, так сказать, «сухом остатке»? Уже общим местом стало сравнение его с музыкальными Олимпийскими

Два крыла для поста – смирение и послушание Взгляните же, прошу вас, чада, и обратите внимание на самих себя. Очиститесь от этих страстей и сделайте из себя сосуды избранные (ср. Деян. 9:15), органы богогласные, гусли сладчайшие для принятия Святого Духа. Ибо к этому зовет нас

Молитвы в начале поста святой четыредесятницы. Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни святого великого поста при посещении домов прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прощенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.1. Боже,

Глава тринадцатая. Паче смысла Итак, согласно молитвам, враг работает против монаха («работа вражия»): слово верное, точное и универсальное по смыслу. Враг, словно некий господин, склоняется утром над овальной фаянсовой раковиной, умывается, сморкается, тщательно бреется,

Молитвы Великого поста и Пасхи Великопостная молитва преподобного Ефрема СиринаЧитается ежедневно дома в дни Великого поста.Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и

14. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!

14. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! 14-15. Составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть . (повышение), а ст. 15 — . (понижение), Логическим подлежащим этого

Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством [229].Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте;

Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам Сей род, — сказал Господь Своим Апостолам о духах злобы, — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом [255]. Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда

Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою Благо, говорил Архангел Рафаил Товитам, молитва с постом [и] милостынею и правдою [273]. Великое благо — такой пост! Благо он для грешников, как единственная дверь для исшествия из

Молитвы во время Великого поста Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего! Дух праздноcти, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон. Ей, Господи Царю,

Молитвы во время Петрова поста Молитва на праздник святых первоверховных Петра и Павла Боже, освятивший сей день мученичеством Свв. апостолов Твоих Петра и Павла, подай Церкви Твоей следовать во всем наставлениям тех, от которых приняла начало веры. Ради Христа Господа

Молитвы во время Успенского поста Гимнография для праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак,

Кольми паче… И вот эту неоплакиваемую империю пытаются ставить нам в пример. Многие по-прежнему, как сказал Г.П. Федотов, «жаждут Византии, а не Христа»; с благоговением говорят о византийском наследии не только в делах церковных, но и в государственном устроении. Хотя

Здесь мы рассмотрим самые основные человеческие грехи, страсти. Попробуем отыскать их корни и будем пытаться с ними бороться вместе.

Познание своей немощи и смирение твёрже всякой иной добродетели. Учись переносить приятное с благодарением, неприятное — с молитвой покаяния, всё же вообще — с преданностью Богу и благодарением, повторяя: «Слава Богу за всё!»
Заметишь, что не удалось сделать всё, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела — «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся, если что нарушишь — тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.

Надо выработать привычку сразу каяться, как только согрешил. Если есть кому сказать — хорошо, а если нет — пред Богом.

Когда тяжело вспоминать прошлое, лучше только покаяться в том, что было плохого, и больше об этом не думать.

Не давай воли уму и языку. Ум займи чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и при всех обстоятельствах, а язык укрощай благоразумным молчанием. Руководствоваться словом Божиим всегда и во всём необходимо, наблю-дая за тем, чтобы вера жизнью свидетельствовалась.

Наше горе — в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны. Нельзя забывать, что на пути к Богу необходимы совершенное незлобие, благое смирение и послушание, смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, — это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами и потами.
Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими чело-веческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант.

Читайте так же:  Сильная молитва о супружестве

Лишний раз покушать, побольше поспать, даже, рассердившись, покаяться, не так страшно, как принять внутреннюю бесовскую похвалу. Только истинное смирение недоступно тонкому внутреннему тщеславию.

Послушание с памятью о Боге и доверием к Нему выше трудов пустынника, живущего там по собственному избранию и усмотрению, ибо и Христос, когда пришёл на землю, избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения Отцу Небесному. Пребывая в повиновении, радуйтесь, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа. Есть ли что блаженнее сего?!

Берегите душевный мир, он выше поста и молитвы. Каждый день готовь себя к искушениям, и скорбям, и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному — знай: это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего этого встанешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного.

Христос говорит: «Аще любовь имате между собою — Мои ученицы есть. » «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. V, 8). Итак, очистим чувствия и узрим в неприступном свете блистающего Христа.

Если душа боязлива, а кругом столько устрашающих искушений, надо особенно при-учить себя помнить о присутствии Божием везде. Это скорее усвоится теми, кто привык к непрестанному покаянию. Теперь особенно надо учиться преданности воле Божией.

Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание — смерть и тление (Нил Синайский) .

Человек, образ Божий и подобие, послушанием Истине возвышается над всем (Исидор Скитский) .

Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу (Флп. 2:8), делается Его сонаследником (Ефрем Сирин) .

Хорошо послушание, соблюдаемое ради Бога, поэтому узнавай, какое послушание благоугодно Богу (Ефрем Сирин) .

Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святости (Ефрем Сирин) .

Преслушанием душа погружена в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых (Макарий Египетский) .

Предпочитай волю Божию всякой человеческой мудрости и признавай ее более полезной, чем все человеческое разумение.

Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост (Иоанн Златоуст) .

Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к главной цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестивы, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией (Никодим Святогорец) .

Не тот раб — верный, кто останавливается на одном знании, но тот, кто проявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди (Марк Подвижник) .

Вера — мать послушания (Тихон Задонский) .

Без истинного послушания ничто не угодно Богу. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи! » и не делаете того, что Я говорю? » (Лк. 6:46); «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим. 2:19). Ни молитва, ибо написано: «грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю -Его, того слушает» (Ин. 9:31). Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного почитания, как о таких говорит Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8). Надо непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святые ангелы с благоговением воспевают (Ис. 6:3). Ибо всякое устное почитание без сердечного есть лицемерие (Тихон Задонский) .

Истинное послушание не смотрит, трудно или удобно, тяжело или легко то, что повелевается, но готово на всякое Божие повеление.

Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога (епископ Игнатий) .

Имей постоянным залогом в сердце послушание, и будет обитать на тебе страх Божий (Антоний Великий) .

Выходя на дело послушания, храни себя от лености и дерзости.

Слушай того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу (Ефрем Сирин) .

Если хочешь стать избранным сосудом, не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и смиренномудрии (Ефрем Сирин) .

Послушание есть смерть собственной воли и воскресение смирения (Иоанн Лествичник) .

Послушание есть оправдание перед Богом, устранение страха смерти, безопасное плавание (Иоанн Лествичник) .

Послушание есть отказ от человеческого рассуждения даже при богатстве рассуждения (Иоанн Лествичник) .

Повиновение рождается от укорения самого себя и от желания душевного здоровья (Иоанн Лествичник) .

Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспевание в молитве (епископ Игнатий) .

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя (епископ Игнатий) .

Послушание превыше поста и молитвы?

Я впечатлен фильмом о. Тихона (Шевкунова) о вашей благословенной обители. Там был рассказ из жизни схиигумена Мелхиседека, который сейчас вызывает у меня замешательство. Если не ошибаюсь, то основным послушанием отца Мелхиседека были резные работы по дереву. И в видении он увидел плоды своего послушания, как не имевшие духовной ценности, а в противу этому был укорен за немолитвенную жизнь. Как же это соотнести с выражением «послушание превыше поста и молитвы»? Или дело было в отношении к молитве не как формальным обязанностям и правилам, а как к дыханию монаха?

В выражении «послушание выше поста и молитвы» словом «послушание» обозначается то состоянии, о котором Спаситель сказал: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). Именно эта готовность отсекать свою волю ради исполнения воли Божией есть первая монашеская добродетель, о которой старец Софроний (Сахаров), автор книги о старце Силуане писал: «Самое большое дело в монашестве – через послушание предаться на волю Божию. Тогда Господь дает то, чего не познают никакие академики – чистую молитву» (Духовные беседы).

Послушание важнее поста и молитвы

Накануне Рождества 1997 года я была в Оптиной пустыни. День моего рождения 7 января, и я хотела причаститься в монастыре. Столько накопилось в душе вопросов, недоумений, обид, раздражений. Вспоминаю все домашние недоразумения, споры на работе. Надо помолиться на службах, исповедаться, причаститься. А из головы не выходят жизненные вопросы, житейские ситуации.

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Читайте так же:  Молитвы в покров о замужестве

Неизвестный новоафонский монах

Исполняющий заповеди Божии, несомненно, получает от Бога утешение и усыновление. Но любящий молитву не только получает утешение, но и Бога зрит лицом к лицу. Он молитвою приобретает то, что превосходит всякое другое делание. Я и молитву назвал бы любовью, потому что с нею неразлучна непостижимость Божия.

Многие превратно понимают изречение: послушание — паче поста и молитвы. Исполняя какой либо телесный труд, они утешают себя там, что им будто бы ни поститься, ни молиться не нужно. Из жизни святых не видно таких примеров, чтобы кто отвергал пост и молитву за послушание. Они исполняли то и другое, как необходимое. Святое послушание выше поста и молитвы признается потому, что оно есть добровольная жертва самого себя за благочестие. Послушание не освобождает нас от поста и молитвы, и не в труде только сила его, но в исполнении воли другого ради Бога без всякого отрицания и рассуждения.

С того момента, как только ты оставил свою волю, ты оставил все, что было нажито греховного. Оставил тление и облекся в нетление. Оставил тьму и вошел в свет, оставил смерть и стал жить. Оставил гроб и воскрес душою, оставил сатану и сочетался со Христом. Победил ад и вошел в мысленный рай. Послушание, пост и молитва есть заповеди. А потому за несоблюдение их мы остаемся виновными перед Богом.

стал хвалиться и говорил: «Ведь вот мертвец ради поста моего ожил!» На самом же деле это было не так. Игумену было открыто, что мертвец ожил не ради постника, а ради брата его, в послушании преуспевшего. Игумен позвал к себе постника и сказал ему: «Зачем искушаешь брата? Не за твой пост воскрес мертвец, а за послушание твоего брата; поэтому вперед не искушай никого, чтобы не погубить труда своего постного».

Подлинно послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть. Будем помнить это и держаться послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других.

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394) Московских. Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Пе- черской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (1288).

Утр. -Лк., 24зач., VI, 17-23. Лит. -Деян., 32 зач., XIII, 13-24. Ин., 18 зач., VI, 5-14. При.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Господь говорит: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Что значат эти слова Господа? То, что мы должны молиться по возможности и в я уединении, чтобы иметь ближайшее общение с Господом и проводить время иногда и вдали от людей, чтобы вовсе не рассеяться в суетах мира. Так вот поступали и святые угодники Божии, от которых мы в назидание наше возьмем и примеры.

Преподобный Феодосий Печерский переселялся на время Великого поста в пещеру и там затворялся до недели Цветоносной, проводя время в посте и молитве, и потом выходил к братии в пятницу Вербной недели и уже оставался с иноками, поучая их.

Монахи палестинские также на Великий пост уходили из монастырей в пустыни, и каждый, сказано, «един живяше, поя Богу всегда». В Вербное воскресенье монахи вновь собирались в монастырь, и ни один не спрашивал другого о том, как он провел пост и какие нес подвиги.

Итак, святые держались и уединенной молитвы и соблюдали ее. И всякий христианин имеет необходимую потребность для души своей в том, чтоб в каждый день несколько часов посвящать на уединенную молитву и богомыслие, чтобы вовсе не рассеяться в суете мира сего. Душа наша такую же имеет жажду в ежедневном обновлении сил своих молитвою и богомыслием, как и тело в подкреплении себя пищею. И нет такой тяжкой работы, нет столь многосложной и тяжкой службы, от которой бы не должно и не можно было уделять несколько времени на питание ее сим хлебом жизни. Ибо спасение души нашей из всех дел есть самое важнейшее дело.

Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942); сщмч. Николая диакона (1943). Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Ал- фановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV—XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Деян., 35 зач., XIV, 20-27. Ин., 35 зач., IX, 39 — X, 9.

Чем человек смиреннее, тем более он получает от Бога

Добродетель смирения настолько приближает к Богу, настолько соединяет с Ним, что все существо смиренного делает сосудом благодати Божественной, и эта благодать изливается через смиренного и на других и творит дела великие, даже иногда помимо воли самого смиреннолюбца.

Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою в стране Египетской. Дорогою больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная смирение последнего, простолюдин не стал просить открыто у него помощи, а, войдя с мертвецом на руках, сделал поклонение святому и при поклоне положил мертвого сына к ногам старца. Не ведая, что перед ним лежит мертвец и думая, что поклонившийся не хочет встать, Сисой сказал умершему: «Встань и иди вон». И мертвый ожил, встал и вышел навстречу к удивленному своему отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с его сыном на пути и как он мертвого его принес к преподобному. И опечалился святой старец, услышав это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся до смерти своей.

Вмц. Ирины (I—II). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Деян., 36 зач., XV, 5-34. Ин., 37 зач., X, 17-28.

Послушание важнее молитвы и поста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here