Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи урока.
1.Познакомить учащихся с ключевыми понятиями православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
2.Расширить представление учащихся о видах молитв.
3.Познакомить учащихся с самой известной молитвой « Отче наш ».
4.Воспитание уважительного отношения к внутреннему миру человека, способному изменяться под действием божьей благодати, стремление следовать добрым традициям православных.
Оборудование урока: таблица с видами молитв, молитва « Отче наш », распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши.
Поздороваемся и улыбнёмся.
Что вы чувствуете, когда видите счастливого, улыбающегося человека?
А всегда ли человек улыбается? Какие чувства могут испытывать люди? (Горе, стыд, страх, волнение.) Как мы можем узнать об этом?( Испуг в глазах, слёзы, наморщенный лоб.)
Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Расскажите. К кому вы обращались в сложных жизненных ситуациях за советом? С кем делились случившимся?
А всегда ли вам помогали ваши близкие, друзья дельным советом в утешении, в решении ваших проблем?
А не задумывались ли вы, как в таких сложных ситуациях ведут себя одинокие люди или те, кто попал в беду, где рядом нет близких и некому помочь (кораблекрушение, пожар, встретившиеся лицом к лицу с преступником или просто идущие по пустынной улице в вечернее время)?
Кто их успокоит? Кто им поможет? Кто их спасёт?
И вот тут на помощь человеку приходит вера в того, кто невидим, но обладает силой, всемогуществом, любовью ко всему человечеству. Это Бог. А чтобы Бог услышал каждого, люди обращаются к богу в молитвах.
Значит, молитва- это обращение человека к Богу.
Тема нашего урока — Православная молитва.
Что такое православие? Какие бывают молитвы? – обратимся к учебнику.
Стр.12-13. Чтение статьи.
Что означает слово православие? Православие-это умение правильно славить Бога, правильно молиться.
Давайте соединим слова православие и молитва.
Что же такое православная молитва?
Какие бывают виды молитв? (электронное приложение к учебнику А.В.Кураева)
Как можно молиться?
Каково действие молитвы?
Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?
Какие люди являются святыми?
Что называется православным Преданием?
А теперь прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Молитва»
Стр.14
В какой ситуации поэт использует молитву?
Каким словом он характеризует её? Почему?
Конечно, существует много разных молитв. В жизни человека происходит множество разных ситуаций, в которых человек испытывает те или иные трудности: болезни, смерть близких, неприятности по работе, страхи и переживания. Существуют и святые, чьи образы отражают иконы, через молитвы к которым человек получает утешение, облегчение, веру. Но есть одна молитва, которую знают многие, обращаясь к Богу и которая по первым строкам названа « Отче наш ». Послушайте, как она звучит на старинном церковнославянском языке.
Чтение молитвы учителем с показом её в электронном виде.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Как вы поняли, c какой просьбой обращаются люди к Богу?
Чтобы лучше понять молитву остановимся на трудных , не употребляемых в настоящее время в нашей речи словах.
Отче наш,
Первое слово молитвы отче. C каким словом созвучно это слово? В церковнославянском языке раньше существовал звательный падеж. Слово отец стало звучать как отче.
Иже еси на небесeх!
Слово иже-«который», еси-«ты есть», на небесех- на небесах. Это не то небо, по которому плывут облака. В молитвах небо-указание на Бога или на ангелов. Выражение « Небесный Отец »-обращение к Богу.
Да святится имя Твоё. Имя бога свято и дорого для человека.
Да придёт Царствие Твое. Человек впускает в своё сердце любовь и мир Бога и готов исполнить его волю.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Человек доверяет Богу, отдаёт в его руки свою жизнь и душу.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь(сегодня). Хлеб-это еда. Но в слове насущный приставка на означает «сверх» и указывает на что-то большее, что поддерживает не только тело, но и душу человека. Это то, без чего нельзя прожить и дня.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Это не о денежных долгах. Человек просит простить его и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.
И не введи нас во искушение. Искушение –это выбор между между добрым и выгодным (помочь кому-то от чистого сердца или помочь с выгодой), между честностью и наживой и другое. Человек просит Бога, чтобы ситуаций, в которых он может ошибиться и выбрать зло, было бы меньше.
Избави нас от лукавого. Лукавый — значит лживый. Это – зло, злой дух. Это просьба о защите от зла.
Прочитайте ещё раз то, о чём мы только что говорили вдумчиво и осмысленно
Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»
Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого
защити от зла
Прочитаем хором, осмысленно.
Теперь, когда вы знаете, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Как по-вашему? Неправильно желать в молитве зла и боли другим.
Вопросы и задания на стр.15
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Давайте отразим наши просьбы и чувства к Богу в рисунках. Какие цвета вы бы использовали в работе?
- 113640-urok-molitva
Размер файла: 122 kB Загрузок: 0
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Конспект урока на тему «Православная молитва» по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры» (М.; Просвещение, 2012)
Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.
Тип урока: урок получения новых знаний
Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Страховская основная общеобразовательная школа»
Татаринова Антонина Ивановна,
учитель начальных классов
Волгоградская область, г. Михайловка, 2014г.
Тема: Православная молитва
Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.
Тип урока: урок получения новых знаний
Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.
основные: учебник ( Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2012;)
дополнительные: презентации; звуковая запись колокольного звона, карточки для индивидуальной работы, карточка-тренажёр для работы в парах, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.
Самоопределение к деятельности
— Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
— Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?
Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.
Проверка домашнего задания
— Ребята, на предыдущем уроке я просила вас обратиться к вашим близким с вопросом: «Что значит быть православным человеком?»
— Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
Дети делятся своими высказываниями и рассуждениями.
Целеполагание и мотивация
— Ребята, что вы видите на экране?
— Что вы знаете о православном храме?
— Приходилось ли вам слышать колокольный звон?
— Когда и зачем звонят колокола? (Колокола призывают к молитве верующих, в старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока.
— Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
— Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему.
Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.
Колокола зовут людей к молитве.
Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.
1.Работа с новой терминологией.
— Как вы понимаете значение слова «молиться»?
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
1. Ответы на вопросы после чтения учебника.
-Чем молитва отличается от магии?
— Как вы поняли, что такое молитва-славословие?
— За что можно благодарить Бога? (Слайд 11)
— Что значит «молитва-просьба)? (Слайд 12)
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
2. Осмысление прочитанного.
— О чём бы вы молили Господа?
— Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если один человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!
Другой молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…
— Что вы можете сказать об этих людях?
— А каким вы представляете себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
— Про себя (это будет только ваш секрет) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?
— Оглянитесь вокруг, посмотрите хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
— Вспомните вчерашний день по минуткам. За что вы забыли вчера поблагодарить Бога?
Молитва противоположна магии. Магия – это колдовство и оно осуждается мировыми религиями.
Дети отвечают, опираясь на слайды.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
— Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Ответы детей (о здоровье своём и родителей, о хорошей учёбе и т.д.)
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом
Оборудование урока: распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши
I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».
II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:
предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами «православие», «молитва».
III. Ответы на вопросы после чтения учебника
– Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?
Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.
Слово «православие» означает .
Виды молитвы: молитва-. молитва-. молитва- …
Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?
Какие люди являются святыми?
Что называется православным Преданием?
IY. Осмысление прочитанного
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?
Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?
Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)
YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.
Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.
Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.
Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.
Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;
не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.
Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.
Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.
Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает
Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения
Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.
Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.
Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.
Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.
Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.
Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.
Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.
Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.
Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.
За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.
Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих
Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.
Дополнительный материал для учителя
Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями. Посмотрите в разделе «Термины» слова: Православие, Ликование.
YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы.
1. О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?
Видео (кликните для воспроизведения). |
В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?
2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном?
3. Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?
4. Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.
5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?
6. У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.
3 команда
Задание: Соединить текст с картинкой
659716287264«Хвалите имя Господне…».
00«Хвалите имя Господне…».
-75501585090Подай, Господи!»
00Подай, Господи!»
388683590805«Господи, помилуй»
0«Господи, помилуй»
1591457280084«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
00«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
-579462235389 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
00 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
483708940493«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
00«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
3254082162951«Аллилуйя!»,
00«Аллилуйя!»,
7. Творческая работа учащихся.
На доске, на ватмане, изображен куст с горшком. Каждому ученику раздается трафарет розы. На нем нужно написать одну из добродетели человечества и раскрасить эту розу. После чего приклеить на ватман, на понравившееся место.
8. Итог урока
— Молитва – это обращение верующего человека к Богу.
— Крестимся мы правой рукой, складывая первые три пальца вместе.
— Существует три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва – славословие.
— Мы познакомились с самой главной православной молитвой «Отче наш», узнали, как она появилась и что означает.
— И напоследок, мне бы хотелось рассказать Вам еще одну притчу.
В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
— Что же ты летаешь туда – сюда?
— Я ношу богу послания, которые начинаются «Помоги Господи…» А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Спасибо, Господи…»
- 0007e233-333e25fc
Размер файла: 1 MB Загрузок: 1
по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).
Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна
Урок 4. Православная молитва
Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации
Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?
Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец
Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»
Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого
защити от зла
Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».
Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).
Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.
13 PAGE * MERGEFORMAT 14215
- 3127395-1-prav-molitva
Размер файла: 276 kB Загрузок: 0
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского района Костромской области
Урок по теме:
Православная молитва
4 класс
по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной
культуры 45 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).
Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна
1
Урок 4. Православная молитва
Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни
православного человека.
Задачи: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»,
«святые»;
дать представление о разных видах молитв;
познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественнопедагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником,
рассказ, показ презентации
Ход урока
Проверка домашнего задания
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Почему верующие люди называют природу Божиим творением?
Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?
Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его
сотворил?
Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В
чем?
1. Постановка цели урока
– Сейчас я вам прочитаю рассказ Бориса Ганаго, а вы попробуйте
определить тему нашего урока.
2
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить
И остави нам долги наша якоже и мы
и дня
прости нас, как мы прощаем тех,
оставляем должником нашим
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
кто виноват перед нами
И избави нас от лукавого
защити от зла
4. Домашнее задание
Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно.
Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны
знать как «Отче наш».
5. Итог урока, рефлексия
Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни
православного человека?
Какая молитва самая известная у христиан?
Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы
«Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее
содержание.
Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на
сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).
7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»
города Рославля, Смоленской области.
Методическая разработка урока
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль « Основы православной культуры»
по теме « Православная молитва»
Учебник: А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.
Учитель начальных классов: Денисова М.В.
Молитва без любви не бывает услышана.
(Святой Филарет, митрополит Московский)
Цель: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
показать роль молитвы в жизни православного человека; расширить знания учащихся о молитве; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»; научить осознавать разницу между материальными и духовными благами;
воспитывать доброту, терпение, умение благодарить;
развивать умение вести диалог, делать самостоятельно выводы, работать в парах.
Основные термины и понятия: православие, молитва, молиться, благодать, святые, Священное Предание
Прогнозируемые результаты: — Узнать о православной молитве, понять смысл входящих в неё слов и выражений, понимать суть слов благодать, святые и т.д.
Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации, карточки, видеоролики.
У: — Ребята, сегодня снова нам предстоит погрузиться в мир православной культуры, культуры, которая на протяжении уже тысячи лет живет на нашей земле. Давайте настроимся на урок: повернитесь к своему соседу и подарите улыбку друг другу.
— Настроение улучшилось? (Да.) Все готовы работать, как обычно дружно и слажено? Тогда приступим.
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы к учащимся (беседа 4-5 мин): Слайд 2
У:- Что общего в словах Бог, богатый, убогий? ( корень БОГ)
Богатый — это… человек, обладающий богатством, сокровищами
Православные христиане считают, что богатство бывает истинное и кажущееся. У: — Ребята, посмотрите видео, которое я вам подготовила , и постарайтесь понять, какое отношение оно имеет к нашему разговору.
(Демонстрация видеоролика на песню С.Копыловой « Богатый и бедный»).
Слайд 3Делает человека по-настоящему
счастливым, остаётся навсегда
Приносит временное удовлетворение,
может исчезнуть со временем
Распределите понятия по группам: духовные ценности, материальные ценности, любовь, взаимопонимание, деньги, власть, семья, почёт и слава, вера, имущество.
(«не от мира сего», блаженный, безумный, сумасшедший…)
У:- Почему таких людей называли убогими?
( потому, что считали, что они «у Бога», Бог отнял у них ум и сам говорит их устами.)
— Самый почитаемый на Руси — Василий Блаженный жил в XV в.
Выполнение заданий по карточкам 1. Слайд 5
Звучит запись молитвы «Отче наш» (Видео « Молитва»- только та часть, где произносится молитва).
1. Ребята, а знаете ли вы, что сейчас такое прозвучало?
2. А, что значит молитва, молиться?
3. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего нашего урока?
Итак, вы правы тема нашего урока « Православная молитва» Слайд 6.
Введение понятия «молитва» Слайд 7
Разбираем слово «молиться». Корень «мол» несет в себе значение «суета, шум, тревога» и образует слова со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление). Изначальное значение слова «моление» — «посольство». И слово «молчать» происходит от этого же корня. Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения — умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным (умалением себя), как правило, коленопреклоненно.
А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой. К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти. К тому, кто более могущественен — к господину.
Разбираем слово «господин». Первоначальное значение слова «господин» на всех славянских языках — «муж, хозяин, принимающий гостей, которые приносили ему в дар животного, драгоценности». В древнерусском языке это слово еще означало «муж-глава семейства, властелин».
Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой было не в его силах, и он обращался с просьбой о помощи к другому человеку — властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил. (Можно вспомнить русских князей, ездивших на поклон к ханам во время монголо-татарского ига).
Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».
(вопрос) А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния? Наше чистое сердце и наши добрые дела.
Итак, слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.
Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
(Слайд 8). Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.
Чем же отличается молитва от магического заклинания и почему магия так опасна?
5. Работа с учебником с. 12-13 ( Ознакомление с видами молитв: до слов «Православный человек…-1 абзац)
— о каких видах молитв вы узнали?
У : — Я предлагаю вам досмотреть наше видео до конца. Внимательно послушайте песню и подумайте, какие виды молитв произносил старый монах? (Учитель демонстрирует видео до конца).
— Итак, кто что услышал? (Вначале молитва-просьба, потом молитва славословие, возможно кто-то из детей услышит покаяние.)
— Ребята, а в истории о « Богатом и бедном», которая была в начале урока тоже ведь была молитва. Какая? (молитва- благодарение.) Можно еще раз посмотреть отрывок видео.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)
У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Какое решение нашла девочка?
Д.: — Девочка обратилась к молитве.
У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.
Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)
У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)
— За то можно благодарить Бога?
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие. (Слайд 11)
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
1. Осмысление прочитанного.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)
VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.
1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)
Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)
Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;
насущный — необходимый для существования;
днесь — сегодня, на нынешний день;
должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;
искушение — соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
3. Это интересно. (Слайд 15-16)
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.
Установи линии соответствия.
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.