Род же сей изгоняется постом и молитвой

На данной странице вы найдете детальное описание: род же сей изгоняется постом и молитвой - подобранную специально для Вас!

Исцеление бесноватого отрока

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны?

Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят? И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне…

Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобыкаждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели – но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основномсмысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово. В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да.

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесьот себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский

«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно.

Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост – и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

25 августа 2019 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Ташкента. Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение. За Богослужением также почиталась память преподобного Максима Исповедника.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Спиридон (Поздеев), протодиакон Александр Несин.

По окончании Литургии митрополит Викентий обратился к верующим со своим архипастырским словом, в котором, по сложившейся традиции, владыка раскрыл смысл евангельского повествования, прочитанного за Литургией.

В этот день был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (17:14-23): «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились».

В своей проповеди архипастырь сказал: «Святитель Иоанн Златоуст толкует так это евангельское место, что враг рода человеческого дьявол специально совершает свои козни в новолуния, чтобы люди думали, что в этом виноват не он, дьявол, а виновата луна. На самом деле она ни в чем ни виновата, это творение Божие дано нам для освещения ночью. А он это делает для того, чтобы скрыть свое злодеяние. Господь говорил своим ученикам причину, почему невозможно было им исцелить этого бесноватого: такое исцеление возможно постом и молитвой. Постом и молитвой можно исцелить болящего, страждущего этим беснованием. Постом и молитвой сам бесноватый может исцелиться от беснования.

Причина этих беснований, в основном, заключается в том, что человек отпадает от праведного пути по заповедям Божьим. И тогда дьявол имеет силу над этим человеком, и он совершает злое дело. Если же человек живет по заповедям Христовым, живет церковной жизнью, по воле Божьей, живет добродетельно, то, конечно, дьявол не имеет власти над этим человеком. Дьявол знает, что Церковь – эта та благодать и сила Божия, которая окружает человека, и он не имеет к нему доступа. Поэтому он пытается отклонить человека от церковной жизни. Но мы, верующие во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа должны понимать эти козни вражьи. Враг рода человеческого пытается нас обмануть, и многие люди, к сожалению, поддаются этому искушению, не ходят в церковь, чтобы о нем не говорили, что он сумасшедший.

Читайте так же:  Молитва против колдуньи

Поэтому нам с вами нужно, дорогие братья и сестры, быть более мудрыми, чтобы тем самым противостоять дьявольской силе, которая различными путями нас обманывает, чтобы мы не ходили в церковь и не исполняли волю Божию. Он понимает, что человек, находящийся в Церкви, исповедующийся и причащающийся, недоступен для дьявольского искушения».

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии

Итак, человек подходит к Иисусу и говорит: «Господь Иисус, помилуй моего сына. Он сумасшедший, лишён рассудка, — и часто дух бросает его в огонь. Я приводил его к Твоим ученикам, но они не смогли изгнать беса».

Заметьте, как Иисус отвечает Своим ученикам: «О, род неверный и развращенный, доколе буду терпеть вас?» Другими словами: «Долго еще Мне придется все делать за вас?» Иисус не сказал бы так, если б не ожидал, что ученики сами смогут изгнать беса.

Иисус запретил дьяволу, и бес вышел из мальчика Затем ученики поступили так, как и я бы сделал на их месте. Они пришли к Иисусу наедине и спросили: «Почему мы не смогли изгнать беса?» (Определенно, я тоже не стал бы задавать подобного вопроса в присутствии толпы людей, потому что Иисус наверняка ответил бы при всех: «Из-за твоего неверия!»)

Еще раз обратите внимание, как Иисус отвечает им в 20-м стихе:

Иисус же сказал им; по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и НИЧЕГО НЕ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ВАС;

Иисус сказал, что бес не вышел из мальчика по причине неверия учеников. Далее Он говорит, что если они смогут победить это неверие, то скажут горе; «Сдвинься со своего места», и она послушается. И в самом конце Иисус говорит нечто совершенно невероятное: «Ничего не будет невозможного для вас».

Таким образом, Иисус говорит, что если я смогу победить определенного вида неверие, то имею от Него обетование, что для меня не будет абсолютно ничего невозможного. Когда я обнаружил эту истину, мне захотелось узнать, о каком именно роде неверия говорит Иисус, чтобы я смог распознать его и победить!

Трудноразличимый вид неверия

Итак, я начал поиски, чтобы узнать, о каком виде неверия говорил Иисус Я обнаружил, что этот вид неверия настолько трудноразличим, что человек до самой смерти может так и не узнать о нем. Если бы ученики знали, почему они не смогли изгнать беса, то им было бы ни к чему беспокоить Иисуса вопросами. Они спросили Его, потому что не знали.

Это незаметное неверие устанавливает потолок над вашей жизнью, который не дает вам возможности выбраться из хаоса и совершить то, к чему призвал вас Бог. До тех пор, пока над вами висит этот потолок, каждый последующий год будет таким же, как предыдущий, и однажды вы заметите, что прошло уже пять лет, а ваше помазание не изменилось, более того, ничего не изменилось. Сегодня вы такой же, каким были пять лет назад.

Почему? Потому что вы продолжаете жить под невидимым потолком, даже не подозревая об его существовании. Но даже если бы вы знали о нем, все равно не смогли бы пробиться через него своими собственными силами.

Позвольте, используя следующий гипотетический пример, дать вам более подробное объяснение. Предположим на мое собрание привезли пять маленьких детей-калек в инвалидных колясках, их руки и ноги искривлены, а голова свешивается на одну сторону. Я захожу в зал, начинаю проповедовать и вижу этих детей.

Я не могу сослаться на то, что дети не исцелились из-за недостатка их веры. От них пока вообще не требуется никакой веры. Я также могу сказать, что на их исцеление нет Божьей воли, потому что Иисус, изгнав беса, явил Свою волю, несмотря на то, что ученики не смогли изгнать его.

Итак, я подхожу к этим детям и возлагаю на них руки. Я опускаюсь в самую глубину моего духа и вынимаю всю свою веру, до последней унции. Я выжимаю веру из каждой клетки, каждого фибра моего существа, чтобы излить ее на этих малюток, но исцеления не происходит,

И вдруг в зал входит Иисус в Своем просла­вленном теле. Я обращаюсь к Нему. «Иисус, я хочу задать Тебе вопрос».

Иисус отвечает: «Брат Роберсон, подожди минуту». Затем Он подходит к детям и в мгновение ока всех их исцеляет! После того возвращается ко мне и спрашивает: «У тебя есть вопрос?»

«Да. Почему Ты не исцелил их, когда я за них молился?»

Думаете, Иисус ответил бы мне иначе, чем Своим ученикам? Нет, Он смотрит на меня и говорит те же слова: «Они не встали с инвалидных колясок из-за твоего неверия, мистер Роберсон».

— Иисус, этого не может быть! — протестую я, — Если бы молено было иметь больше веры, я бы точно имел. Я вывернул себя на изнанку, я выжал каждую клетку моего духа. И Ты говоришь, они не исцелились из-за моего неверия?

— Брат Роберсон, в тебе есть трудно различимый вид неверия, о котором ты не даже подозреваешь.

Мне кое-что известно об Иисусе, моем Учителе. Он никогда не указывает на проблему без того, чтобы затем показать мне ее решение. Недостаточно просто ткнуть в проблему пальцем. Должен существовать способ, как справиться с этим трудноразличимым неверием, чтобы для меня не осталось ничего невозможного.

Пост помогает двигать горы

Проводя свое исследование, я почему-то был уверен, что ответ кроется в том, что Иисус сказал Своим ученикам в Матфея 17. И нашел его в 21-м стихе: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Иисус дал анализ всей ситуации в двух словах «сей же». Тем самым Он выделил этот случай, как особый. По сути дела, Иисус сказал, что хотя вера размером с горчичное зерно и может двигать горы, мы можем столкнуться с такими ситуациями, когда для победы потребуются пост и молитва,

Иисус имел в виду образ жизни, неотделимый от поста и молитвы. Большинство проповедников прошлого, через которых происходили освобождения и исцеления, учили и призывали к такому образу жизни. Сегодня мы уже не уделяем данному вопросу соответствующего внимания. И каков результат? Несмотря на то, что мы живем в период истории Церкви, когда проповедь Слова вышла на первый план, многие неспособны исполнить Слово, включающее в себя изгнание бесов и перемещение всякого рода «гор».

Чаще всего мы ассоциируем пост только с освобождением от демонического влияния, основываясь на утверждении Иисуса, что этот определенный вид бесов может быть изгнан только через пост и молитву. Но Иисус сказал ученикам, что бес не вышел также по причине их неверия (стих 20).

Таким образом, Иисус связывал пост не только с освобождением от демонического влияния, но и с перемещением гор в вашей жизни. Он сказал: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, то прикажете горе сей, и она сдвинется, и для вас не будет абсолютно ничего невозможного».

Сразу после этих слов Иисус говорит о молитве и посте. Ив чего я делаю вывод, что эти две вещи каким- то образом связаны с переходом от неверия, когда мои горы отказываются двигаться, когда для меня все невозможно, к вере, когда для меня не остается ничего невозможного.

Следовательно, мой пост не оказывает действия на Бога, потому что не Он застрял под невидимым потолком. Мой пост также не действует на дьявола, потому что у него нет такой проблемы, как у меня. Каким-то образом пост влияет на мое неверие.

Читайте так же:  Молитва за отца за сына

На протяжении многих лет я задавал Богу вопрос «Как пост действует на неверие?» Я просмотрел все места Писания, имеющие хоть какое-то отношение к этому вопросу, и нашел ответ в Римлянах 8:

Многие уже осознали и прочувствовали, что употреблять наркотики (никотин, этанол и другие) дальше нельзя, и даже пробовали бросить, и не раз, и, к сожалению, отчаялись в этой борьбе.

Между тем, все не так безнадежно. Человек часто изнемогает в каком-либо деле, если делает его не так. Хочу предложить вам действенный способ борьбы с наркоманией, описанный в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

«…Капитан, смотря на меня, спросил: Видно, ты любишь читать Библию? Я от радости не мог ничего на сие ответить, только плакал. Он продолжал: Я сам, брат, аккуратно читаю каждый день Евангелие. При сем расстегнул мундир и снял маленькое Евангелие киевской печати, все окованное серебром.

Сядь-ко, я расскажу тебе, что к этому меня привело. Да подайте ка нам ужинать!

Мы сели за стол, капитан начал рассказывать: Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне; знал службу и любим был начальством, как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я по несчастию и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь; когда не пью, то исправный офицер, а как закурю, то недель шесть в лежку. Долго терпели мне, наконец, за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь, и не брошу пить, то угрожали строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я СКОЛЬКО НИ СТАРАЛСЯ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ, И СКОЛЬКО ОТ СЕГО НЕ ЛЕЧИЛСЯ, НИКАК НЕ МОГ ПОКИНУТЬ МОЕЙ СТРАСТИ, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собою делать.

В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой то монах, с книжкой для сбора на церковь. Кто, что мог, – подали. Он, подошедши ко мне, спросил: «что ты такой печальный?» Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе.

Вставши поутру, и расположившись идти за вином, подумал: прочту главу из Евангелия, – что будет? Прочел и не пошел. Опять захотелось вина; я еще стал читать и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех Евангелистов, то и страсть к питию совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка…Со сладостию я выслушал сии речи капитана, да и сказал ему: такой же пример видел и я: в нашем селе на фабрике один мастеровой был очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но по несчастию тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал по 33 Иисусовых молитвы, в честь Пресвятой Троицы, и по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять, и вскоре совершенно кинул пить…»

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Мф. 7:7,8)

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом — молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир — это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Читайте так же:  Молитва помогает во всем

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как преклонить на милость Господа? — спрашивает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает. — Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», — взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей — молитва, их основание — пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига — незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

10 Неделя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока. (Матф.17, 14-23) «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков.

Иногда, господствующий над таким человеком демон, видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями. Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с бесновавшимся отроком.

О Евангельском чтении рассказывает священник Димитрий Самарцев, благочинный Плюсского благочиния:

«Воскресное Евангелие от Матфея читается в Успенский пост, 20 августа после Великого праздника Преображение Господне. Рассказывается в нем следующее: после того, как Господь с тремя ближайшими к нему Апостолами находился на горе Преображения, к Нему подошел отец бесноватого отрока, так как тот беснуется в новолуние и тяжело страдает, бросается в огонь и в воду, и просил изгнать из его сына злого духа. Отец отрока говорит, что «приводил его к ученикам Твоим и они не могли исцелить».

На что Господь отвечает: «о, род неверный и развращенный!» и, приказав привести отрока, «запретил ему Иисус и бес вышел из отрока тот час».

Когда потом ученики спросили Иисуса наедине: «почему мы не могли изгнать его?», Господь ответил им: «по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажите горе сей «перейди отсюда туда» она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Почему Апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? До сошествия Духа Святаго Апостолы были как дети, и печалились, когда Господь говорил, что Ему придется покинуть их. Из чего видно, что они еще не понимали, что значит вера, пост и молитва, и потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем, всем указывая на этот путь, как на единственный спасительный.

Когда Господь послал им Духа Святаго, тогда они могли выходить против духов злобы поднебесных, перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ и что могли бы выбить из-под их ног: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против. духов злобы поднебесных» (к Ефес. 6, 11-12).

«Мы безумны Христа ради, мы немощны, мы в безчестии, даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся и трудимся, работая своими руками; злословят нас — мы благословляем, гонят нас — мы терпим, хулят нас — мы молим, мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» — в этих апостольских словах из Первого послания к коринфянам и заключается весь пост. Истинный пост есть отвержение власти мира над собой, это есть истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу, и истинная вера, от которой рождается то, и другое.

Господь очень много говорил о Царствии Небесном и до Преображения и после. Первая Его проповедь была о том, что Царство Небесное приблизилось, Он говорил, что Царствие Небесное надо искать прежде всего. Но вот пришло время, и Господь сказал ученикам: «истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую одних, и преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми как снег». И явились Моисей и Илия с Ним беседовать. В момент Преображения Господа нашего Иисуса Христа здесь на земле ученики увидят Царство Небесное, пророков Моисея и Илии нет на земле, но они говорят с Господом о сегодняшних и завтрашних делах, об исходе Его, о том, что Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось, чтобы никогда не покидать этой дивной горы. В Евангелии сказано про учеников Христовых, которые от восторга только и могли выговорить: «Господи! хорошо нам здесь быть», и Петр предложил Господу: если хочешь, сделаем здесь три кущи: «Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Читайте так же:  Молитва от плаксивости

Но вдруг среди этого блаженства облако светлое осенило их, и из облака раздался глас глаголющий: «се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И услыша, ученики пали на лица свои и очень испугались. Потом, возможно, Апостолу Петру только память об этом Божественном свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного его отречения. Он, как никто, понимал насколько важно среди искушений хранить в сердце эту Фаворскую гору и этот Свет, и он писал христианам, что никогда не перестанет напоминать о сем, Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия.

В искушениях и подвигах проявляется зрелость души и свет преображения как бы прививается к ней, становится ее собственным светом, и когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но, наоборот, этот голос сделает радость ее совершенной. Вместо детского лепета вроде «хорошо нам здесь быть», вольешься в сонм Небожителей, которые от переполняющего блаженства ни днем ни ночью не имеют покоя взывая: «Свят! Свят! Свят! Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет». (Откровение. Ин.)

Давайте посмотрим на свой пост: пусть мы не едим ни мясного, ни молочного, зато остальное — вдоволь и часто. Мы уже не можем довольствоваться хлебом и водой, как первые христиане, а ограничиваем себя только мясной и молочной пищей. Все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол Павел обращался ко всем: «подражайте мне, как я — Христу». Но перед Апостолами был живой пример Христа, перед первыми христианами был живой пример Апостолов, а перед нами — одни книжные примеры веры, поста и молитвы. Мы не видим того, кто подал бы нам руку и сказал: «подражай мне, как я Христу». Поэтому, ощутив в себе хоть какую — то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, будем браться за дела, соразмерные нашим силам, понимая, насколько мы еще зависимы от мира и насколько приблизилась к Богу».

Из проповеди:

Молитва высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд — залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», — так говорит Блаженный Августин. И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Сей род лукавый, бесовский изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:21), — эти слова Господь сказал Своим ученикам, когда те не смогли изгнать беса из отрока, которого привел к ним его отец. Что значат эти слова?

После того, как Христос одним словом исцелил отрока, апостолы спросили Его: «Раньше бесы повиновались нам, и больных мы исцеляли, и другие великие чудеса творили. А этого отрока не смогли избавить от власти беса. Почему мы не смогли этого сделать?». И Господь говорит им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Эти слова обращены не только к апостолам, но — через Евангелие, в веках — и к каждому из нас, потому что если по молитве и трудам поста изгоняется бес из другого человека, то тем более злой дух не может приблизиться к тому, кто сам соблюдает пост и молитву.

И тут возникает вполне оправданный вопрос: «А что значит такой, изгоняющий бесов, пост? Каким он должен быть? И какой должна быть молитва, чтобы бес не приближался к человеку?»

Что такое пост? Это очень актуально для нас с вами, поскольку мы вступаем в строгий Успенский пост. Пост — прежде всего воздержание, при чем не только от особого рода пищи (мясной, молочной, яиц и — в строгий пост — рыбы). По своей сущности пост — это воздеражание от излишеств, которые расслабляют нашу плоть, делают её дебелой и открытой для воздействия на неё темных сил. Другими словами, пост (как мы поём об этом в великопостных песнопениях), — воздержание наших глаз от того, чтобы не смотреть, куда не нужно, языка — чтобы не говорить то, что не следует говорить, и даже то, что следует, говорить умеренно, не растекаясь в многословии. Также пост — это воздержание наших чувств, эмоций.

То есть пост — определенная мера для человека в его проявлениях внутри и вовне, в мире. Если человек воздержан в чувствах, словах, во всех своих проявлениях, то находится в состоянии поста. Как говорит один из наших прихожан, если же человек Великим постом с услаждением выпил чай или с удовольствием поел жареную картошку, он уже согрешил (чувствует, что согрешил), потому что сделал это невоздержанно.

Что такое молитва, которая изгоняет бесов или не допускает их войти в человека? Господь заповедал нам: «Непрестанно молитесь».

Что означает эта непрестанная молитва? Или: какой должна быть постоянная молитва, о которой говорит Господь? Молитва, мы знаем, бывает славословная, покаянная, просительная и благодарственная… Но бывает ещё и внутренняя молитва. Мы знаем Иисусову молитву, которую многие из нас навыкли творить, и она, как ручеек, течет в нашем сердце. Наверное, это и есть та самая непрестанная молитва.

Молитва также может быть безмолвной — когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни и даже не произносит слов Иисусовой молитвы, поддерживает безмолвную молитвенную связь, состояние внутреннего предстояния перед Богом, Его всевидящим оком. Человек ощущает, что Господь видит его, смотрит на него. Это тоже есть молитва. Та самая непрестанная молитва, на которую указывает нам как на заповедь («Непрестанно молитесь») Господь.

В свете всего этого возникает естественный вопрос: «Если человек не постится и не молится, то бесы входят в такого человека?» Святые отцы говорят, что да, в таком случае злые духи беспрепятственно входят в сердце. И лукаво прячутся от человека и наущают его на творение злых дел, при чем так, что он воспринимает внушенные ведущие к греху мысли как свои собственные.

Поэтому, братья и сестры, вступая в Успенский пост, давайте слова, которые сегодня нам говорит Святая Церковь, — «Сей род изгоняется только молитвой и постом» — глубоко насадим в своем сердце. Вооружимся постом и молитвой против этого лукавого рода, по своей зависти, злобе и гордыни не хотящего покаяться и влекущего нас к погибели. Господь дал нам великое оружие, доступное каждому из нас. Воздержание (пост), молитва — это то, что, как огнем, отгоняет от нас с вами бесов.

Пускай эти слова будут всегда в нашей памяти, хотя бы в ближайшие дни Успенского поста. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 13 августа 2017 г.

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков.

Иногда, господствующий над таким человеком демон, видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями. Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с бесновавшимся отроком.

Читайте так же:  Благодарственная утренняя молитва

О Евангельском чтении рассказывает священник Димитрий Самарцев, благочинный Плюсского благочиния:

«Воскресное Евангелие от Матфея читается в Успенский пост, 20 августа после Великого праздника Преображение Господне. Рассказывается в нем следующее: после того, как Господь с тремя ближайшими к нему Апостолами находился на горе Преображения, к Нему подошел отец бесноватого отрока, так как тот беснуется в новолуние и тяжело страдает, бросается в огонь и в воду, и просил изгнать из его сына злого духа. Отец отрока говорит, что «приводил его к ученикам Твоим и они не могли исцелить».

На что Господь отвечает: «о, род неверный и развращенный!» и, приказав привести отрока, «запретил ему Иисус и бес вышел из отрока тот час».

Когда потом ученики спросили Иисуса наедине: «почему мы не могли изгнать его?», Господь ответил им: «по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажите горе сей «перейди отсюда туда» она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Почему Апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? До сошествия Духа Святаго Апостолы были как дети, и печалились, когда Господь говорил, что Ему придется покинуть их. Из чего видно, что они еще не понимали, что значит вера, пост и молитва, и потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем, всем указывая на этот путь, как на единственный спасительный.

Когда Господь послал им Духа Святаго, тогда они могли выходить против духов злобы поднебесных, перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ и что могли бы выбить из-под их ног: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (к Ефес. 6, 11-12).

«Мы безумны Христа ради, мы немощны, мы в безчестии, даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся и трудимся, работая своими руками; злословят нас – мы благословляем, гонят нас – мы терпим, хулят нас – мы молим, мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» – в этих апостольских словах из Первого послания к коринфянам и заключается весь пост. Истинный пост есть отвержение власти мира над собой, это есть истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу, и истинная вера, от которой рождается то, и другое.

Господь очень много говорил о Царствии Небесном и до Преображения и после. Первая Его проповедь была о том, что Царство Небесное приблизилось, Он говорил, что Царствие Небесное надо искать прежде всего. Но вот пришло время, и Господь сказал ученикам: «истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую одних, и преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми как снег». И явились Моисей и Илия с Ним беседовать. В момент Преображения Господа нашего Иисуса Христа здесь на земле ученики увидят Царство Небесное, пророков Моисея и Илии нет на земле, но они говорят с Господом о сегодняшних и завтрашних делах, об исходе Его, о том, что Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось, чтобы никогда не покидать этой дивной горы. В Евангелии сказано про учеников Христовых, которые от восторга только и могли выговорить: «Господи! хорошо нам здесь быть», и Петр предложил Господу: если хочешь, сделаем здесь три кущи: «Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Но вдруг среди этого блаженства облако светлое осенило их, и из облака раздался глас глаголющий: «се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И услыша, ученики пали на лица свои и очень испугались. Потом, возможно, Апостолу Петру только память об этом Божественном свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного его отречения. Он, как никто, понимал насколько важно среди искушений хранить в сердце эту Фаворскую гору и этот Свет, и он писал христианам, что никогда не перестанет напоминать о сем, Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия.

В искушениях и подвигах проявляется зрелость души и свет преображения как бы прививается к ней, становится ее собственным светом, и когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но, наоборот, этот голос сделает радость ее совершенной. Вместо детского лепета вроде «хорошо нам здесь быть», вольешься в сонм Небожителей, которые от переполняющего блаженства ни днем ни ночью не имеют покоя взывая: «Свят! Свят! Свят! Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет». (Откровение. Ин.)

Давайте посмотрим на свой пост: пусть мы не едим ни мясного, ни молочного, зато остальное – вдоволь и часто. Мы уже не можем довольствоваться хлебом и водой, как первые христиане, а ограничиваем себя только мясной и молочной пищей. Все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол Павел обращался ко всем: «подражайте мне, как я – Христу». Но перед Апостолами был живой пример Христа, перед первыми христианами был живой пример Апостолов, а перед нами – одни книжные примеры веры, поста и молитвы. Мы не видим того, кто подал бы нам руку и сказал: «подражай мне, как я Христу». Поэтому, ощутив в себе хоть какую – то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, будем браться за дела, соразмерные нашим силам, понимая, насколько мы еще зависимы от мира и насколько приблизилась к Богу».

Из проповеди:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд – залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», – так говорит Блаженный Августин. И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11).

Род же сей изгоняется постом и молитвой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here