В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Пути, вводящаго в жизнь, /
наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: /
первее бо пришед, святителю Савво, /
отечество твое просветил еси /
и, породив тое Духом Святым, /
яко древа маслинная, /
в мысленном рай насадил еси всеосвященная твоя чада. /
Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна /
чтуще тя, молим: /
моли Христа Бога /
даровати нам велию милость.
Тропарь Стефану, в иночестве Симеону, царю Сербскому, Мироточивому и святителю Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1:
Обители Хиландарския священных строителей /
и Афона светильники, Сербии похвалу, /
Симеона величайшаго, преподобных лепоту, /
и род его чудный, святителя, — глаголю, — Савву, /
приидите согласно почтим, глаголя: /
молите Христа Бога /
о пастве вашей, блаженнии, /
и о еже Церкви свободней быти от обстояний.
«Вот, боголюбивые мои, догмат Православных Святоотеческих Преданий. Следуя ему, и мы также веруем и так исповедуем, а всех еретиков и всякую ересь проклинаем» — свт. Савва Сербский.
(из Жичкой беседы о правой вере)
Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.
В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития свт. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя свт. Саввы) тайно ушел на Святую Гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.
Подготовила Екатерина Василевич
др. Слободан Ристанович: «Савва Неманич – Святой Савва в истории и традиции» Белград 1990 год
Житие Свв. Симеона Мироточивого и Святителя Саввы, Сербских чудотворцев. Шамордино 1916 год
«Кормчая Книга» ( Воскресение, Санкт-Петербург, 2011)
Чудодейственные иконы святого Саввы вызывают глубокое почтение у православных всего мира. Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, жил в ХІ веке. Он был сыном короля Сербии Стефана Немани. С самого раннего детства мальчик регулярно посещал церковные службы. Когда отроку исполнилось 17 лет, он тайно оставил родительский дом и отправился в один из монастырей на Афоне. Его отец, узнав об этом, отправил туда дружину с письмом правителю области с угрозой начать войну с Грецией, если ему не вернут сына. Но молодому человеку все-таки удалось принять постриг во время одного из вечерних Богослужений. Иноку Савве удалось убедить родителей принять монашество.
На православных иконах святой Савва изображен в архиерейском облачении, ведь в 1219 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Никее Вселенский Патриарх Герман рукоположил его в архиепископа всей Сербии. В Сербии жизнь и деятельность святителя сопровождалась множеством знамений и чудес. Будучи просвещенным и образованным человеком, первосвятитель, во время переговоров с королем Венгрии Владиславом, который объявил войну Сербии, не только добился так необходимого мира для своей страны, но и обратил в православие венгерского короля. Русская икона Саввы служит для православных христиан напоминанием о бренности земной жизни, о необходимости служения Богу.
На иконе первого архиепископа Сербского, изображен святой, который получил от Господа дар творить чудеса еще при жизни. Перед святой иконой Саввы молятся при самых различных болезнях и недугах, как телесных, так и душевных, и множество больных получают исцеление. Святителю молятся об укреплении веры или обретении ее, о мире и благодати для себя и своих близких. Так как святой вел большую просветительскую деятельность, то он считается также покровителем образования и научной деятельности; икона святого Саввы необходима всем работникам просвещения, научным работникам, школьникам и студентам.
Поскольку большинство людей на протяжении всей жизни учатся и совершенствуются в своих специальностях, икона святого Саввы будет далеко не лишней в каждом православном доме. Особенно красиво выглядит вышитая бисером, изготовление которой не требует особого труда благодаря наличию в интернет-магазинах для рукодельниц готовых наборов, в которые входят ткань с нанесенным рисунком, бисер, иглы для бисера, нитки. Церковная икона святого Саввы может быть и написанная мастером-иконописцем, купить ее не выходя из дома можно в православном интернет-магазине или иконной лавке. Икона станет очень полезным подарком перед началом учебного года.
Маленький мальчик молится в храме,
Служба вечерняя долго идёт.
Рядом отец — добрый Стефан Неманя,
Старшие братья и прочий народ.
Взгляд у ребёнка — глубокий и ясный,
Разум искрится в нём не по годам.
Имя простое у мальчика — Растко,
Знает псалмы и читать может сам.
Только не знает маленький Растко:
Станет монахом в будущем он.
Тайно покинет своё государство,
В келью отправившись жить на Афон.
Чтобы богатства лишившись и славы,
Славу святого навек обрести.
Чтобы с монашеским именем Савва
Веру Христову всем сербам нести.
Вместе со старым отцом на Афоне
Дивный они монастырь возведут.
Стефан Неманя, забывши о троне,
Кротким монахом преставится тут.
Молится Растко, не ведает в мыслях:
Через десятки изменчивых лет
Будет и в Сербии архиепископ,
Савва, дарующий мудрости свет.
Стефана, брата, короной венчает,
Выстроит множество монастырей.
Сердцем утешит людские печали
Старец родной для обычных людей.
Мальчик не видит: звериные орды
Сербию варварски заполонят.
Чтоб уничтожить сербскую гордость
Игом мучительным закабалят.
Тысячи тысяч зверски убитых,
Нищие беженцы, храмы в огне,
Но не утихнет Христова молитва
В бедной дотла разорённой стране.
И всколыхнутся восставшие сербы,
Через столетья свободу вернут!
Землю очистят от нехристей скверны,
Произойдёт справедливости суд!
Восторжествует народ-победитель!
Не испугается новых невзгод!
В Царстве Небесном Савва святитель
Сербию чистой молитвой спасёт.
. Кончилась служба. Один в Божьем храме
Молится Растко, не хочет уйти.
Словно всё видит и всё понимает,
Всё, что случится должно впереди.
AppStore (IOS: Iphone, Ipad)
(QR-код в отдельном окне)
Play Google (Android)
(QR-код в отдельном окне)
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви.
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.
В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.)
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана.
Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237).
При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Савва, названный при рождении Растко, был младшим и любимым сыном сербского жупана Стефана Немани, женатого на дочери греческого императора Романа — Анне. Получив хорошее домашнее воспитание, он с детства был благочестив, чуждался светских развлечений и по достижении 18 лет, тайно оставив отцовский дом, принял иночество в русском монастыре на Афоне под именем Савва.
Не раз еще приходилось архиепископу Савве участвовать в политических делах Сербии, и всегда он выступал миротворцем. Чувствуя приближение смерти, преподобный избрал преемником испытанного инока Арсения, а сам отправился на Восток — уже во второй раз — для поклонения святыне Господней.
Проезжая обратно через Болгарию, он заболел и предсказал, что скончается в Тернове. Так и сбылось: в январе 1237 года Савва тихо упокоился со словами: «Слава Богу за все!» — на устах.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Святой Савва был сыном святого Стефана Немани, основателя самостоятельного Сербского государства, а сам он явился создателем независимой Сербской церкви. Родители дали ему хорошее воспитание, и Божия благодать не оставляла его. Савва возрастал телом и совершенствовался духовно, проводя свою жизнь в благочестии и чистоте. Игры и мирские наслаждения не прельщали его, а когда Савва вырос, им овладело одно стремление: спасти свою душу. Для этого он решил уйти на Святую гору Афон и ушел, поселился в монастыре и стал иноком. Сначала отец его очень разгневался и хотел силой вернуть Савву домой, но потом смирился и стал радоваться, что сын его служит Богу. Он даже послал ему много денег, и Савва употребил их на построение и украшение храмов, на укрепление монастырей и на помощь нуждающимся.
Савва часто путешествовал по Афону, посещая обители и общаясь с великими подвижниками, и от них получал духовное назидание. Причем„странствуя, он не раз подвергался опасностям, на Савву нападали разбойники, но Бог хранил его. Много лет провел Савва на Афонской горе в трудах и молитвах, непрестанно благотворя монастырям и отдельным людям, и стал, наконец, архимандритом созданного им первого сербского монастыря на Афоне, а еще через несколько лет — первым архиепископом Сербским.
С тех пор устроение родной Церкви сделалось его главной заботой, и, с Божией помощью, святой Савва успевал во всех предприятиях. В течение своей долгой жизни святитель совершил много доброго для разных людей, и особенно для своего Отечества Сербии. Ибо он утвердил в нем веру и благочестие, создал церковную иерархию и правильное церковное управление и дал пример и образец подвижничества. Поэтому и все православные, не одни только сербы, чтут святителя Савву, великого благодетеля Сербской земли и молитвенника за весь мир.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Хочется также поздравить всех носящих такое прекрасное имя с именинами.Предлагаю оценить и личность такого великого и святого человека
Полное житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия
О священная главо, преславный чудотворче, святителю Христов Савво, Сербския земли первопрестольниче, хранителю и просветителю, всех же христиан благонадежный пред Господем предстателю, тебе припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любве твоея к Богу и ближнему, еюже при жизни святая душа твоя преисполнена бысть.
Озари нас истиною, просвети ум и сердце наше светом Божественнаго учения, научи нас тебе подражати верно, Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но всем житием нашим. Молися, святый архиерею, о святей Православней Церкви и отечестве твоем земном, присно тя любовию чтущем. Призри благоутробно на всяку душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех посетитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный милостивый покровитель и защититель, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии спасение верное получити и царствие Христово унаследовати. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да славим и поем дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В святителех великое украшение, богомудре отче Савво, молимся раби твои припадающе, вопием ти: не остави своих чад, отче, но буди всегда с нами, якоже обещался еси: да и мы по долгу воспоем тя, ублажим тя и прославим величие и силу твою и достойную песнь принесем ти, вопиюще и глаголюще: тебе ублажаем, святителю! Тебе воспеваем, светильниче! Тебе покланяемся, отче Савво! Моли, молим ти ся, спастися поющим святую твою память. Аминь.
Хочется также поздравить всех носящих такое прекрасное имя с именинами.Предлагаю оценить и личность такого великого и святого человека
Полное житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия
Видео (кликните для воспроизведения). |
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Савва Сербский
Савва Сербский
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому
глас 3
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Кондак святителю Савве
глас 8
Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.
Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии
Дни памяти: 12 января 6 мая (перенесение мощей) 30 августа (Серб.)
вятитель Савва, первый архиепископ Сербский , в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого — 1169 — древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.)
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.
Молитва святителю Савве Сербскому
12 сентября – Собор Сербских святителей
21 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
П равосла́вия наста́вниче, / благоче́стия учи́телю и чистоты́, / вселе́нныя свети́льниче, / архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние, / Са́вво прему́дре, / уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, / цевни́це духо́вная. // Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь перенесению мощей, глас 3:
П ути́ вводя́щаго в жи́знь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель был еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́, / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м; / я́ко древа́ ма́слинная / в мы́сленнем раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Тем я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна / чту́ще тя мо́лим:/ моли́ Христа́ Бо́га // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
С труя́ми слез твои́х, Богоно́сне Са́вво, / це́рковь теле́сную очи́стив, / слуга́ бысть Святы́я Тро́ицы,/ сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо, // тому́ бо ты еси́ утвержде́ние.
И збра́ннаго от пеле́н Христо́вою благода́тию/ и возлю́бленнаго от ю́ности Бо́жиим Ду́хом,/ ю́ностный цвет, Са́вву блаже́ннаго,/ похва́льныя венцы́, ве́рнии, днесь спле́тше/ и Боже́ственную главу́ его́ венча́юще, воззове́м:// ра́дуйся, о́тче, Бо́жие жили́ще.
Я́ ко первосвяти́теля вели́каго, и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославля́ет тя люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких нас бед спаса́й, да зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче Са́вво, Богому́дре.
Ин кондак перенесению мощей, глас 6:
З асту́пниче скорбя́щим,/ в напа́стех помо́щниче,/ ко Влады́це моле́бниче,/ не пре́зри нас, смире́нных, обремене́нных грехи́,/ но предвари́ и исхи́ти от мук ве́чных с ве́рою моля́щихтися,/ ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь,// заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя.
В святи́телех вели́кое украше́ние, богому́дре о́тче Са́вво, мо́лимся раби́ твои́ припа́дающе, вопие́м ти: не оста́ви свои́х чад, о́тче, но бу́ди всегда́ с на́ми, я́коже обеща́лся еси́: да и мы по до́лгу воспое́м тя, ублажи́м тя и просла́вим вели́чие и си́лу твою́ и досто́йную песнь принесе́м ти, вопию́ще и глаго́люще: тебе́ ублажа́ем, святи́телю! Тебе́ воспева́ем, свети́льниче! Тебе́ покланя́емся, о́тче Са́вво! Моли́, мо́лим ти ся, спасти́ся пою́щим святу́ю твою́ па́мять. Ами́нь.
В Сербии недавно вышла в свет книга, написанная Милованом Витязевичем, «Святой Савва в русской царской летописи», в которой упоминается, что Иван Васильевич Грозный, взойдя на царский трон в 1547 году, повелел составить «Летописный лицевой свод» ради утверждения национальной идеи Москва — Третий Рим как наследие Византийской традиции в России.
Летопись была написана в 10 томах, содержала более 10 тыс. страниц, около 18 тыс. рисунков, над которыми трудились 40 изографов. Эта летопись включала всю историю человечества от сотворения мира до восхождения на трон царя Иоанна Грозного. Четвёртый том этой летописи посвящался основателю Сербской Православной Церкви и Державы Святому Савве, там находилась и целая генеалогия династии Неманичей, а также описание Косовской битвы. Из этого следует заключение, что личность сербского архиепископа Саввы как наследника Византийской традиции имела ключевое значение для формирования русской национальной идеологии православного самодержавия.
Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам. Из жития свт. Саввы Сербского мы знаем, что юный Растко, таково мирское имя свт.Саввы, тайно ушёл на Святую Гору Афон вместе с русским монахом, там он принял монашеский постриг и строго подвизался в посте и молитве.
Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга.
После усердной молитвы и глубоких размышлений во время пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил иеромонаха Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России.
«Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы «Отче наш», Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина.
Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» — Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» — это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Дошедшее до нас основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1649 — 1650 годах, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Хотя мы видим, что ещё при Царе Иоанне Васильевиче Грозном святителю Савве Сербскому был посвящён целый том «Летописного лицевого свода», в котором неминуемо шла речь и о составленной сербским святителем «Кормчей Книге». Утраченная царская библиотека хранит в себе и эту тайну.
Так или иначе, в правление Царской династии Романовых «Кормчая Книга» стала основой прав Российского государства и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское средневековое королевство.
В Русском монастыре на Святой Горе Афон находился центр переписи богослужебных и святоотеческих книг на русский язык. Самые древние книги в сербской монастырской библиотеке в Хиландаре являются русскими. Исследователи Номоканона также полагают, что «Кормчая Книга», составленная свт. Саввой Сербским имеет отличительные признаки русизма, по всей вероятности, русские монахи помогали святителю Савве в переписывании перевода с греческого на церковно-славянский язык Византийского Номоканона. В 13 веке Кормчая Саввы Сербского была принята в Болгарии. В период с 15 по 17 век – на Украине и в Белоруссии.
С 1649 года Сербская редакция «Кормчей Книги» стала основной при издании в Москве. На основе Сербской старославянской Кормчей потом появились новые русские редакции: Софийская, Мясниковская, Чудовская. Следует отметить, что Номоканон Святого Саввы Сербского был лишён цезаропапистских тенденций, свойственных последней исторической фазе Византии.
С давних времён Житие Святого Саввы Сербского широко распространено в России, существовало около 88 списков жития Сербского святителя. В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского.
Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.
(из Жичкой беседы о правой вере).
Святой Савва Сербский — первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годом в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы.
Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. Ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.
Вклад Святого Саввы Сербского в утверждение Вселенского Православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеона Мироточивого) четкое определение принадлежности Восточной Церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность Святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан, находились в вассальной зависимости от папы Римского. С 1062 года главным пастырем Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Еще отец Саввы Стефан Неманя увидел, что латинство, чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. В младенчестве своем, рожденный в Зете, Стефан Неманя был крещен латинским священником.
В 1143 году он торжественно снова принял крещение от рук православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его преподобные сыновья, Савва и Стефан. Без этого шага отец Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключен родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджевы Ступови. Но Сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв ее на своем родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие латинства.
На Святой горе по одобрению византийского царя Алексия Третьего Ангела Савва и отец его (в монашестве Симеон) откупили старый разрушенный монастырь Циг и к 1199 году возвели Хиланадар. После смерти отца, почившего на руках своего сына, Савва был склонен к уединению, потому он поселился в Карее, в построенной им самим келлии. Ради строгости жизни им был составлен краткий Карейский типик (устав для своей келлии). Строжайший пост (пища один раз в день, в понедельник, среду и пятницу без елея и вина), непрестанная молитва, ежедневно прочитывалась вся Псалтирь, в субботу и воскресение на утрене перед Литургией прочитывался целый Евангелист. Во время безмолвия в Карее Савва написал житие своего отца, преподобного Симеона Мироточивого.
Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. Кроме того внутри Сербии большой вред происходил от еретиков богумилов и внутренних распрей между братьями Вуканом и Стефаном. Чтобы примирить братьев и ради ограждения Сербии от влияния латинян, Савва решается в 1208 году перенести мощи своего отца преподобного Симеона на Родину. Мощи были положены в монастыре Студеница — со временем этот монастырь стал очагом Православия и средневековым центром просвещения и культуры.
Кормчая святителя Саввы представляет собой свод, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. Кормчая Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы «Отче наш», Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой Кормчей — Рязанский 1284 г. Кормчая Книга — это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян.
Основное издание Кормчей в России совершилось только в 1650 году, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Кормчая Книга стала основой прав в Российской империи и оставалась таковой до 1917 года. В Кормчей Книге отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов ее евангельского значения стало Сербское королевство. Архиепископ Савва находил взаимопонимание и поддержку во всех своих начинаниях со стороны родного брата, им коронованного короля Стефана. Сербская Православная держава по евангельскому примеру Марфы и Марии в государственной симфонии просуществовала до 1389 года, то есть до Косовской битвы.
В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития св. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя св. Саввы) тайно ушел на Святую гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.
др. Слободан Ристанович: «Савва Неманич — Святой Савва в истории и традиции» Белград 1990 год
Видео (кликните для воспроизведения). |
Житие Свв. Симеона Мироточивого и Святителя Саввы, Сербских чудотворцев. Шамордино 1916 год
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.