ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи ипрощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. КогоАллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь.Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме ОдногоАллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем.
Многиемусульмане полагают, что у послеобеденной молитвы (‘аср) нетдобровольных молитв ни до, ни после. На самом же деле это не совсем так.
О совершении четырех рак’атов добровольной молитвы до молитвы ‘аср
О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср
1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих aль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
3. «‘Аунуль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
4. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
5. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.
6. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
7. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъиль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
8. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
9. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
10. «Бyгъя аль-мутатау’ фи саляти-ттатауи’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.
В этой статье рассмотрим каждую обязательную пятикратную молитву и его сунны. Просто расспишем их количество
Состоит из двух сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами, и двух фард-ракаатов.
Два фард ракаата читаютя имамом вслух при чтении джамагаатом. Если читаете один — можно вслух или про себя.
Настоятельно рекомендуется совершать два сунна-ракаата, потому как они несут в себе большую благодать. По уровню среди суннат намазов самая высокая. Так же, при его чтении является сунной читать в первом ракаате после Фатихи суру Кафирун, а во втором ракаате Ихлас.
Этот пятикратный ежедневный намаз состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами, четырёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов , выполняемых после фард-ракаатов.
При коллективной молитве и по одиночке фард намаз читается про себя.
По пятницам вместо полуденного намаза читается Джума»-намаз.
Состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами и четырёх фард-ракаатов.
4 суннат намаза тут по уровню ниже остальных сунн в пятикратных намазах. Во многих мечетях его не читают.
Фард по одному и джамааатом читается про себя.
Состоит из трёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов, выполняемых после фард-ракаатов.
Два первых фард ракаата нужно читать вслух имаму. Про себя можно вслух или про себя.
Сунна в сунна намазе в первом ракаате из дополнительных сур читать суру Кафирун, а во втором ракаате Ихлас.
Состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых до фард-ракаатов, четырёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов, выполняемых после фард-ракаатов. Далее рекомендуется совершить трёх-ракаатную молитву Витр.
Два первых фард-ракаата желательно читать вслух.
Начальные 4 суннат намаза низкие. Во многих мечетях его не читают.
В последнем суннат намазе в 2 ракаата чтение суры Кафирун и Ихлас так же является сунной.
В Рамазан, как правило, сразу после ночной молитвы читается молитва Таравих.
До захода солнца наступает время для совершения послеполуденного или предзакатного намаза.
Наступление срока для молитвы вычисляется по тени, отбрасываемой предметом: тень должна стать в два раза больше, по отношению к основной тени предмета. Таким образом, в летнее время полуденный намаз лучше читать во время первой тени, а послеобеденную молитву – не раньше двух теней.
Время ‘аср намаза начинается после истечения времени зухр намаза и продолжается до захода солнца. من ادرك ركعة من العصر قبل ان تغرب الشمس فقد ادرك العصر (بخارى ج ١ ص ٨۲ مسلم ج ١ ص ۲۲١) Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто успел совершить хоть один рака‘ат ‘аср намаза до захода солнца, тот успел на ‘аср намаз». (Бухари т.1, стр. 82, Муслим т.1, стр. 221).
Желательно откладывать время для совершения послеобеденного намаза, однако, не стоит слишком затягивать с этим.
Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды».
(Тирмизи т.1, стр.22).
В Насаи приводится: قال ر سول ال تلك صلو,ة المنا فق يجلس ير قب الش مس ح تى اذا ا صفرت وكانت بين قرنى الشيطان قام فنقرها اربعKا ليذكرال فيها القليل (مس لم ج ١ (۲۲۵ ص «Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало». (Муслим т.1, стр. 225).
В Ибн Маджа и Абу Дауде передали хадис: «Читайте утренний намаз, когда наступает утро, как следует, потому что из-за этого вы получаете большие награды». (Ибн Маджа стр.49, Абу Дауд т.1, стр.76)
В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба т.1, стр. 321” приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Билялю (радиаллаху ‘анху): «Читай утренний намаз, когда станет светло так, что люди начнут видеть цель стрельбы из лука». (т.1, стр. 321)
Наступает тогда, когда тень от предмета два раза длиннее самого предмета (грубо). Заканчивается после захода солнца. Для уточнения подробностей читайте ниже.
« Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара 2: 238). То есть :“Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (аср) молитву” (Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман 97)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, когда совершать Аср намаз: « Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине» . (ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани. По ханафитскому мазхабу, аср-намаз наступает позже, чем по всем остальным. Длится же время аср-намаз до захода солнца.
Существует три мнения в ханафитском мазхабе о том, когда начинается время для выполнения Аср намаза.
1. По одному мнению, имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что при определении времени Аср намаза необходимо учитывать «файу ззаваль» или как ее еще называют — тень отклонения. Тень отклонения это минимальную тень предмета, которую предмет отбрасывает, когда солнце находится строго в зените. В результате, время аср намаза начинается, когда тень от предмета равна сумме двух высот предмета и длины тени отклонения.
Этот способ считается наиболее используемым в Ханафитском мазхабе. И большинство халифов этого мазхаба считают передачу этого способа имама Абу Халифа истинной.
2. Следующее мнение переданное от имама Абу Халифа подтверждается его соратниками имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (да будет доволен ими всеми Аллах), а так же имам Абу Джафар ат-Тахави. Это мнение опирается на другую версию хадиса по этой теме. В ней говорится, что ангел Джибриль (мир ему) начал руководить молитвой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как тень предмета стало равной длине этого предмета плюс тень отклонения.
Предпочтительно брать за основу первое мнение, которое гарантирует исполнение аср намаза вовремя.
3. В ханафитском мазхабе есть еще третье мнение. Передача его идет от имама Асада, одного из соратников имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), которое имам ас-Сарахси передает в книге «аль-Мабсут». По этому мнению между окончанием Зухр намаза и началом Аср намаза есть промежуток времени, равный по времени увеличению тени от предмета на его длину. Причем это время является заброшенным временем — «вакту мугмаль». Это значит, что фард намаза в это время не совершается. Считается, что если совершить в это время намаз, то он будет считаться «када» (восстановленной), а не совершённой вовремя. Поэтому намаз зухр следует сделать до наступления заброшенного времени, а аср намаз — после. Такой способ позволяет соединить две противоречащие друг другу передачи, которые приведены выше.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». (аль-Бухари 552, Муслим 1/435).
Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал : “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»” (аль-Бухари 553).
Время, когда солнце становится красным и перестает слепить глаза, приближаясь к горизонту, является порицаемым (макрух) для совершения намаза. По этой причине, мусульманин не должен откладывать аср-намаз до этого времени без уважительной причины « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Если обязательный намаз все же был отложен до времени макрух, его все равно нужно сделать до того, как солнце зайдет за горизонт.
Время послеобеденной (аср) молитвы длится до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср» . аль-Бухари 579, Муслим 608. То есть под земным поклоном молитвы имеется в виду первый полноценный рак’ат намаза Аср
Беспричинное откладывание выполнения Аср намаза до конца его времени считается качеством лицемера. Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: « что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: “Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?” Они сказали: “Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!” Тогда Анас сказал: “Совершите аср!” После того, как они совершили молитву, он сказал им: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»” (Муслим 622).
Къады ‘Ийядразъяснил это так: « В словах «Это молитва лицемера» — порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!” См. “Шарх Муслим” 2/589.
Если мусульманин проживает в стране, где не возможно определять время намаза по солнцу. Потому что дни бывают не пропорционально большими или маленькими или же идет полярный день или ночь. В таких случаях, мусульманин должен пользоваться расписанием молитв по мекканскому времени или ориентироваться на заход и восход солнца в близлежащей стране. Второй способ предпочтительнее.
В конце прошлого года Совет муфтиев России утвердил новое расписание намазов на 2011 г. / 1432–1433 г. х. (брошюра должна уже выйти из печати).
Это расписание демонстрирует новый подход к определению времени намазов в российских условиях. Как уже писал «Fajr.ru», в наших широтах нужно решить не только задачи, которые стоят всегда (мусульманские сумерки, метод определения намаза ‘аср), но и северную проблему белых ночей. Рассмотрим решения, предложенные рабочей группой под руководством Шамиля Аляутдинова.
В предложенном расписании утренние исламские сумерки (начало намаза фаджр) соответствуют склонению Солнца в –18°, а вечерние (начало намаза ‘иша) — склонению в –17°, что совпадает с определениями Всемирной мусульманской лиги и формирует таким образом единое пространство иджтихада Европы, России и Дальнего Востока — от Португалии до Японии. (Другие определения приведены в статье «Время совершения намазов».)
Начало времени совершения предвечернего намаза определяется моментом, когда тень предмета превосходит его собственную длину (по ханафитскому мазхабу — две длины) на величину минимальной тени (заваль). В предложенном расписании начало намаза ‘аср определяется моментом «на 10 мин. позже момента, когда тень предмета после зенита удлиняется на длину более, чем одна высота предмета»; таким образом, принят так называемый стандартный (по трём мазхабам) метод определения периода совершения намаза ‘аср с добавлением интервала ожидания.
В предложенном расписании используется метод плавающего наименьшего угла — наиболее прогрессивный на сегодня способ решения проблемы белых ночей. (Другие методы рассмотрены в статье «Проблема белых ночей».)
Согласно Шариату, не следует молиться во время восхода солнца, ровно в полдень и в момент захода солнца.
Начало восхода солнца отмечает окончание времени намаза фаджр, сам восход продолжается на широте Москвы около 40 мин. (после этого можно совершать возмещение обязательных намазов, молитву духа, дополнительные молитвы). Канонически предписано закончить утреннюю молитву до восхода солнца; предложенное расписание предписывает: «Утренняя молитва должна быть завершена до… момента… на 10 мин. раньше астрономического восхода солнца».
Полдень отмечает начало времени намаза зухр; отступ от этого астрономического момента канонически не определён, однако традиционно интервал ожидания приравнивают одной минуте. Предложенное расписание исходит из значения интервала в 10 мин.
Заход солнца отмечает начало времени намаза магриб; отступ от этого астрономического момента канонически не определён, однако традиционно интервал ожидания приравнивают одной минуте. Предложенное расписание исходит из значения интервала в 10 мин.
Таким образом, в смысле теоретического подхода утверждённое СМР расписание в основном совпадает с тем, что рассчитывается Астрономическим институтом Королевского научно-технологического центра Королевства Саудовская Аравия и публикуется сайтом Islamic Finder — за исключением добавления четырёх десятиминутных интервалов ожидания (дважды вместо традиционного одноминутного отступа и дважды в ситуациях, когда этого, в общем, не требуется), очевидно, для пущей надёжности — так сказать, «на всякий случай».
Сравним теперь практические результаты вычислений по четырём астрономически значимым датам.
фаджр | шурук | зухр | ‘аср | магриб | ‘иша | |
Весеннее равноденствие, 20 марта 2011 г. | ||||||
СМР (расписание «с облегчением»; действовало 2008–2010 гг.) | 05:34 | 06:33 | 12:38 | 15:48 | 18:43 | 19:41 |
СМР (расписание «с 10 мин.»; действует с 2011 г.) | 04:26 | 06:23 | 12:48 | 16:00 | 18:53 | 20:43 |
АИ КНТЦ | 04:25 | 06:33 | 12:38 | 15:50 | 18:43 | 20:43 |
Летнее солнцестояние, 21 июня 2011 г. | ||||||
СМР (расписание «с облегчением»; действовало 2008–2010 гг.) | 02:51 | 04:44 | 13:32 | 18:02 | 22:19 | 00:11 |
СМР (расписание «с 10 мин.»; действует с 2011 г.) | 02:45 | 04:34 | 13:42 | 18:14 | 22:29 | 00:06 |
АИ КНТЦ | 02:45 | 04:44 | 13:32 | 18:04 | 22:19 | 00:06 |
Осеннее равноденствие, 23 сентября 2011 г. | ||||||
СМР (расписание «с облегчением»; действовало 2008–2010 гг.) | 06:17 | 07:15 | 13:23 | 16:33 | 19:28 | 20:25 |
СМР (расписание «с 10 мин.»; действует с 2011 г.) | 05:08 | 07:05 | 13:33 | 16:44 | 19:38 | 21:27 |
АИ КНТЦ | 05:11 | 07:15 | 12:23 | 16:34 | 19:28 | 21:27 |
Зимнее солнцестояние, 22 декабря 2011 г. | ||||||
СМР (расписание «с облегчением»; действовало 2008–2010 гг.) | 07:45 | 08:57 | 12:29 | 13:45 | 15:59 | 17:10 |
СМР (расписание «с 10 мин.»; действует с 2011 г.) | 06:36 | 08:47 | 12:38 | 13:56 | 16:09 | 18:12 |
АИ КНТЦ | 06:37 | 08:57 | 12:28 | 13:46 | 15:59 | 18:12 |
С наступлением времени намаза магриб 13 августа 2010 г. начался 4-й день месяца рамадан 1431 года хиджры.
Время намазов на день 4 рамадана 1431 г. х. = 14 августа 2010 г. (г. Москва):
утренняя молитва (фаджр, без облегчения): 03:16–05:59;
утренняя молитва (фаджр, с облегчением): 04:47–05:59;
восход солнца (запрещено молиться): 06:00–06:40;
полуденная молитва (зухр): 13:35–17:36;
предвечерняя молитва (‘аср, 3 мазхаба, вовремя): 17:37–20:27;
предвечерняя молитва (‘аср, ханафитский мазхаб, вовремя): 18:42–20:27;
предвечерняя молитва (‘аср, с опозданием) = заход солнца: 20:28–21:08;
вечерняя молитва (магриб): 21:09–22:18;
ночная молитва (‘иша, с облегчением, вовремя): 22:19–01:34;
ночная молитва (‘иша, без облегчения, вовремя): 23:38–01:37;
ночная молитва (‘иша, с опозданием): 01:35–03:17.
Время окончания сухура — 03:16 (начало фаджра без облегчения).
Время ифтара — 21:09 (начало магриба).
С наступлением времени намаза магриб 12 августа 2010 г. начался 3-й день месяца рамадан 1431 года хиджры.
Время намазов на день 3 рамадана 1431 г. х. = 13 августа 2010 г. (г. Москва):
утренняя молитва (фаджр, без облегчения): 03:15–05:57;
утренняя молитва (фаджр, с облегчением): 04:45–05:57;
восход солнца (запрещено молиться): 05:58–06:38;
полуденная молитва (зухр): 13:35–17:37;
предвечерняя молитва (‘аср, 3 мазхаба, вовремя): 17:38–20:29;
предвечерняя молитва (‘аср, ханафитский мазхаб, вовремя): 18:44–20:29;
предвечерняя молитва (‘аср, с опозданием) = заход солнца: 20:30–21:10;
вечерняя молитва (магриб): 21:11–22:21;
ночная молитва (‘иша, с облегчением, вовремя): 22:22–01:34;
ночная молитва (‘иша, без облегчения, вовремя): 23:38–01:34;
ночная молитва (‘иша, с опозданием): 01:35–03:16.
Время окончания сухура — 03:15 (начало фаджра без облегчения).
Время ифтара — 21:11 (начало магриба).
Время послеполуденного намаза начинается после истечения времени зухр и продолжается до начала захода солнца. Послеполуденный намаз состоит только из 4-х рака‘ата фарда. Тот кто стал имамом в намазе должен читать такбиры и некоторые зикры вслух.
Первый ракаат
Видео (кликните для воспроизведения). |
Опустив руки, произнесите: «Аллаху акбар» (имам произносит в слух) и совершите руку’ (поясной поклон). В поклоне говорите: «Субхана-Раббияль-‘азыйм» — 3 раза. После руку’ выпрямите тело до вертикального положения, произнося: «Самигаллаху-лимян-хамидах» (имам произносит в слух) после говорите «Раббана уа лякаль хамд» (рис. 4)
После говорите «Аллаху акбар» (имам произносит вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: «Субхана-Раббияль-Агъля» — 3 раза. После этого со словами «Аллаху акбар» (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)И снова словами «Аллаху акбар» (имам произносит вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: «Субхана-Раббияль-Агъля» — 3 раза. После этого со словами «Аллаху акбар» (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)
Второй ракаат
Говорите «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим» затем читаете суру аль-Фатиха «Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан’амта ‘алейхим гайриль магдуби ‘алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!» после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас «Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад» (рис. 3)
Третий ракаат
Говорите «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим» затем читаете суру аль-Фатиха «Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан’амта ‘алейхим гайриль магдуби ‘алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!» (рис. 3)
Говорите «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим» затем читаете суру аль-Фатиха «Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан’амта ‘алейхим гайриль магдуби ‘алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!» (рис. 3)
Произнесите приветствие: «Ассаляму галейкум уа рахматуллах» (имам произносит вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем — в сторону левого. (рис. 7)
Поднимаете руку для совершения ду’а «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам» На этом намаз завершен.
Намаз – это одна из основ ислама, он является самым достойным деянием, совершаемым человеком. Полноценно совершённый намаз смывает грехи, очищает человека от прегрешений и оберегает от всего плохого.
Регулярное совершение пятикратного намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек может лишиться самого важного и драгоценного в своей жизни – осознания и ощущения своей связи со своим Творцом.
Намаз – это диалог человека со своим Создателем, регулярность которого периодически –днём и ночью – напоминает человеку о его отношении к своему Создателю. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток: это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Но Всевышний Аллах в Коране выделяет один намаз из этих пяти– средний намаз.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
حَافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلَوةِ الْوُسْطَى وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ
(Смысл): «Соблюдайте все намазы, особенно средний (Аср) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно». (Сура Аль-Бакара, 238)
Всевышний повелел своим рабам исправно и своевременно совершать все намазы, соблюдая все условия и правила, связанные с ними, как об этом говорится в хадисе, приведённом в обоих сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима. От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), “Какое дело является наиболее достойным?” Он ответил: “Намаз, совершённый в установленное для него время.” Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьба на пути Аллаха.” Далее я спросил: “А после этого?” Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проявление почтительности по отношению к родителям”. Если бы я продолжил расспрашивать, то посланник Аллаха продолжил бы отвечать мне». (Бухари 2782, Муслим 85)
Более того, Всевышний Аллах особенно выделяет среднюю молитву, которой, по мнению большинства учёных из числа сподвижников, является послеобеденный намаз («Аср»). Об этом говорят Тирмизи и Багави. Аль-Маварди передаёт, что таково мнение и большинства табиинов (последователей сподвижников). Абу Умар ибн Абдуль-Барр сказал, что этого мнения придерживались большинство учёных хадиса из числа праведных предшественников.
Аль-Хафиз Абу Мухаммад Ад-Димьяти в своей книге о средней молитве сказал, что это молитва «Аср» (послеобеденный намаз). Это мнение считают предпочтительным: Умар, Али, ибн Масуд, Абу Айуб, Абдулла ибн Амр, Сумра ибн Джундуб, Абу Хурайра, Абу Саид, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Ибн Аббас, Аиша (да будет доволен ими всеми Аллах). Такого же мнения придерживались учёные из числа табиинов: Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Джубайр, Ибн Сирин, Аль-Хасан Аль-Басри, Каттада и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Эту же позицию приняли и учёные мазхабов: Ахмада ибн Ханбала, Аш-Шафии и Абу Ханифы (по мнению Аль-Мааварди). По словам Ибн Мунзира, это же мнение предпочли ученики Абу Ханифы Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан, а такжеИбн Аль-Хабиб из числа маликитов (да смилуется над ними всеми Аллах).
Имам Ахмад передаёт от Али (мир ему и благословение Аллаха):
«В день сражения с «Аль-Ахзаб» (союзниками) мы совершили аср-намаз в промежутке между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«شَغَلُونَا عَنِ الصَّلَاةِ الْوُسْطَى، صَلَاةِ الْعَصْرِ، مَلَأَ اللهُ قُلُوبَهُم وَبُيُوتَهم نَارًا»
«Они отвлекли нас от средней молитвы, то есть от послеобеденной молитвы. Да переполнит Аллах их дома и могилы огнём за это».
Затем он возместил этот намаз между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами. (Муслим 627, Имам Ахмад 913)
Также от Сумры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«صَلَاةُ الْوسْطَى صَلَاةُ الْعَصْر»
«Средняя молитва — это намаз Аср (послеобеденный)». (Имам Ахамад)
Вышеприведенные тексты хадисов подчёркивают тот факт, что средний намаз – это и есть послеобеденный намаз («Аср»). Кроме того, имеются и другие хадисы, подтверждающие достоинства аср-намаза, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивает важность совершения послеобеденного намаза, к примеру, хадис, в котором Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَه»
«Кто пропустил Аср-намаз, тот будто потерял свою семью и имущество. (Бухари 552)
В другом достоверном хадисе от Бурайды ибн Аль-Хусайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«فَإِنَّهُ مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ، فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُه»
«Поистине, тщетны станут дела того, кто пропустил Аср-намаз». (Бухари)
Иногда человек, не замечая времени наступления намаза, продолжает работу, и может получиться так, что он пропустит намаз. Чаще всего это Аср-намаз. Поэтому в священном Коране и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) уделяется такое внимание этому намазу. В свою очередь, и нам следует придерживаться повелений Корана и хадисов и стараться выполнять намазы полноценно, своевременно и качественно.
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденной молитвы. Время послеполуденной молитвы длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатной молитвы продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечерней молитвы длится до середины ночи. А время рассветной молитвы от начала рассвета и длится до восхода солнца. А когда будет восходить солнце, то воздерживайтесь от молитвы, поскольку она восходит меж рогов шайтана». (Муслим.) Итак, для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Расписание указано на сайте. Но существует время, когда намаз делать – макрух . Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
Время от предрассветных сумерек до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. В это время совершается Фаджр намаз , состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал :«После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака»ата (перед обязательной) утренней молитвой» («Абд ар-Раззак; ад-Даракутни). )
Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.
После восхода до полудня выполняются дополнительные молитвы Ишрак через 15 мин после восхода и ат-Духа , который выполняется между восходом солнца и его зенитом. В это время можно совершать пропущенные намазы, намаз Истихара, Сaфaр, Тaубa,Тaхиятуль-вуду и намаз Тасбих.
Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).
После того, как только пройдет время макрух — начинается Зухр намаз , далее Аср , а также выполняются дополнительные и добровольные молитвы, подробнее о них в разделе « Времена других намазов ».
По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.
При заходе солнца, есть период времени — макрух, который начинается незадолго до заката, когда солнце меняет свой цвет с желтого на красный, и завершающийся закатом солнца. « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.
По прошествии времени макрух наступает время для Магриб намаза .«Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» . (ат-Табарани 4058). За Магрибом совершается намаз Аввабин . Время совершения этого намаза только между Магриб и Иша намазами. Далее намаз Иша ,Хаджат , который совершается сразу после Иша намаза ,Витр и Тахаджуд намаз , нужно совершать после Иша намаза и до появления зари, а также любые дополнительные и добровольные молитвы, а так же восполнять пропущенные намазы.
Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.
Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”
Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.
В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого
Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.
С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.
5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)
Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.
“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).
Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.