Осипов послушание выше поста и молитвы

На данной странице вы найдете детальное описание: осипов послушание выше поста и молитвы - подобранную специально для Вас!

Радиостанция «Радонеж». Эфир 15.07.03 г.

Полагаю, что значение Святителя Игнатия Брянчанинова для нашего времени в высшей степени велико. И причина этого вот в чем. Сейчас очень много людей, которые приходят в Церковь, многие люди ищут даже монашеской жизни, многие сейчас говорят (и еще больше — слышат) о духовном совершенстве. Но все реже и реже можно встретить тех людей, которые бы могли действительно указать нам правильный путь духовной жизни.

Значение Святителя Игнатия в данном случае непереоценимо. Он, прекрасно изучив святоотеческие творения древних Отцов — как восточных, так, кстати, и западных (естественно, до отделения Рима от Православия), прекрасно зная их и пройдя сам очень высокий путь духовной жизни, смог нам эти святоотеческие творения переложить на доступном нам языке и преподать нам на том уровне, который доступен нашему бедному духовному состоянию.

Дело в том, что творения святых Отцов часто касаются тех вопросов духовной жизни, о которых сейчас нам нельзя даже и мечтать, даже вредно мечтать! Святые Отцы подчас писали об очень высоких состояниях христианина, приближающегося к Богу. Мы находимся сейчас в условиях низшего духовного уровня, и ценность творений Святителя Игнатия заключается в том, что как раз он переложил их наставления, их опыт, их идеи применительно к нашему духовному уровню. При этом он коснулся многих принципиальных, основополагающих вопросов духовной жизни, которые сейчас, для нашего времени, имеют огромное значение.

Возьмите, например, проблему послушания. Ведь сейчас сплошь и рядом мы видим, что послушание понимается так, как мы нередко видим в сектантских общинах, в сектантских организациях — когда у них глава и вождь является диктатором всей общины. Люди сейчас смешивают дисциплину и послушание, не понимая того, какое различие между тем и другим. Святитель Игнатий показал, что такое послушание в аскетическом, монашеском смысле этого слова.

Во-первых, он сказал, что послушание истинное возможно только там, где есть искреннее искание духовной жизни. Во-вторых, оно возможно только там, где есть свобода от множества мирских забот, от всякой суеты. Т.е. оно возможно только в монастыре. В третьих, он показал, что послушание есть то отношение между послушником и духовным отцом, когда оно совершается на определенном духовном уровне — духовного отца и послушника. Духовный отец только тот может быть, может иметь у себя в послушании — кто достиг действительного бесстрастия, кто видит душу человека. И таким образом он может без соблазнства, видя душу послушника, указать наилучшие пути исправления своей жизни. Это очень важно.

Затем, что он указал? Он обратил внимание на роте же слова св. Иоанна Лествичника и других древних Отцов, которые пишут: «Прежде, нежели вдаться кому-либо, узнай, испытай, и, так сказать, искуси того кормчего, в руки которого, кому ты хочешь отдать свою душу. Чтобы тебе не попасть, вместо тихой пристани, на острые камни». То есть он указывает — послушание когда начинается? Когда человек ищет, находит этого человека, знакомится с ним очень тщательно, узнает, испытывает, и, так сказать, не в прямом смысле, конечно, искушает его — убеждается, что это поистине духовный человек, и тогда только просит его принять себя в послушание к нему. Как правило, ответ получает какой? Отрицательный! Потому что святые Отцы видели сами себя ниже тех, кто к ним приходит. Они видел душу этого человека, и большинству — подавляющему большинству — отказывали в этом. Редко-редко, когда они кого принимали в послушание.

Посмотрите, что сейчас происходит? Тьма духовников, тьма тем — послушников. Люди забыли, что это такое! И вот, Игнатий Брянчанинов великолепно это показывает!

Что означает этот святой принцип Православия — послушание.

Есть и целый ряд других вещей. Мы много говорим о молитве. Что такое — молитва? Разве не очевидно, что мы часто вычитывание молитв называем молитвой. Совершение богослужения — называем молитвой! Разве мы не понимаем, что можно сколько угодно читать — и не помолиться! Сколько угодно служить — и не помолиться! Посмотрите, что он пишет о молитве, перелагая мысли святых Отцов!

Он пишет о том, что молитву надо начинать с начала, а не с середины, а не с конца, и описывает, что это значит. Многие ли это знают?

Мы слышим о молитве Иисусовой — что это такое, как ею надо заниматься? С одной стороны, пожалуйста, вот вам «Откровенные рассказы странника», которые во мгновение ока доходят до — 3, 6, 12 тысяч — и без конца! С другой стороны, пишет, что молитву надо совершать с вниманием, благоговением, с чувством покаяния, неспешно — примерно полчаса на сто молитв Иисусовых! Какое благоговение! Вот — честь и хвала ему — хотя бы за это, только за это, но у него множество других вещей, которые крайне необходимы нам, нашему времени, нашему современному христианину.

В духовной жизни важна правильность. В чем заключается эта правильность в каждом отдельном случае? Она может иметь свои особенности. В молитве — да, должна быть неспешность, внимание — да, чувство покаяния — безусловно. А в духовной жизни — он пишет — есть начало пути, так сказать, деятельный подвиг, когда человек искренне стремится исполнять то, что ему дается, если он насельник монастыря (то есть то, что мы называем послушанием — дисциплина жизни). Да, и это необходимо! Но — не просто совершать эти послушания, а постепенно — во время этих послушаний — человек приучается к молитве, к вниманию себе. Ибо нет монашества там, где нет внимания себе. Так что даже внешний этот путь, первый путь, телесный путь, по учению Игнатия Брянчанинова (а точнее, по учению Отцов), он опять-таки должен включать в себя что? Приучение, научение себя непрестанной молитве! Затем уже человек может постепенно, под руководством (если есть таковое) переходить постепенно к большему.

Основой молитвы является чувство покаяния (внимания, как он говорит: «Внимание — есть основа, есть душа молитвы»). Труд — внешний труд, физический труд — он является условием, способствующим молитве, условием, при котором человек должен, так сказать, тренироваться, упражняться в молитве. Ибо там, где нет препятствия, там какое может быть упражнение? Там, где нет гири — как я могу упражняться? Само слово «аскео» значит: «упражняюсь». Вот это упражнение — оно и происходит на пути тех послушаний, которые даются монашествующему в монастыре.

И правда, через некоторое время и она стала четко выполнять его поручения. Но до этого было много протестов. Вот, например, на праздник Ильи пророка решили посетить святой источник, до которого было сорок километров. Священник поручил ей проводить женщину с больными ногами до трассы, остановить частную легковую машину и отправить ее на источник. Она помогла ей дойти до трассы и стала останавливать легковые машины. Какие угодно машины останавливались, но только не легковые. Прошел час, полтора, а женщина не соглашалась ехать на другой машине. И говорила, что тебе батюшка сказал, на какой машине ехать? На частной, вот и останавливай частную. Уже темнело, у моей знакомой закончилось терпение. И она сказала женщине, ну и сиди, жди частную машину, а я пойду и скажу отцу, что машины не останавливаются. И, что ты не хочешь ехать на другой машине. И ушла, оставив на трассе эту женщину. Когда священник пришел на трассу, этой женщины там уже не было. Ну, думает моя знакомая, куда она делась за пятнадцать минут?

Читайте так же:  Молитва за город и власти

Утром они встретились на св. источнике и она ей говорит: «Ты только ушла, подъехала легковая машина, и водитель спросил, куда бабушка тебе надо? Я сказала. Он довез меня прямо до источника и денег не взял». Вот так-то. Я запомнила рассказ знакомой на всю жизнь.

Даже, после этого случая ей все равно было трудно слушаться. Вот второй пример. Нужно было клеить обои на стенку отштукатуренную глиной. Монашка подошла к моей знакомой и говорит, что им двоим, священник поручил это сделать. Знакомая посмотрела на стену, и говорит, кто же на глину клеит обои? Намажешь клеем на глину, приклеишь обои, а завтра они «шубой» все станут. Сначала надо стенку подготовить. Пусть высохнет, а потом клеить.

На, что монашка ответила, раз ты такая умная — не делай, а мне отец сказал, я и буду делать. Тут и священник подошел. Ты опять споришь? Знакомая объяснила ему, если нужно выполнить послушание, я наклею. А если, что бы было качественно, то я считаю надо так-то и так-то. Он согласился с ее мнением. Потом ей легче было выполнять послушание, высказывая свое мнение и находить согласие. Так, что очень трудно дается послушание.

Духовные наставники по послушанию судят о духовном состоянии человека. В, будущем, этому человеку легче будет приобрести смирение и терпение. Которое, очень тяжело дается. Гордыня мощно сопротивляется. Знаю по себе. Когда нет, не нужного умствования, человек выполняет то, чему учат его наставники и приобретает свой личный опыт. Ему не надо поститься и усердно молиться, что бы найти ответ на ту или иную ситуацию. Но, а когда нет послушания, тогда молись, постись и проси, что бы получить ответ на тот или иной жизненный вопрос. Это тоже полезно потому, что придет время и у тебя не будет наставника. И тогда придется самому принимать правильные решения.

Послушание выше поста и молитвы. Таким путем легче идти. А поститься и молиться трудновато, но зато потом легче ориентироваться в жизни. Ты знаешь, что надо делать, что бы принять правильное решение. Выбор всегда остается за человеком. Дерзайте. Приобретайте во всем личный опыт. Я встречала людей которые занимались йогой по пять лет. Но пороки так и не уходили. А какие там прекрасные методики, комплексы упражнений, интересная информация. Просто восхитительно. Но нужно сорок дней подряд выполнять комплекс упражнений , чтобы избавиться от какого ни будь одного порока. Редко у кого хватало терпения на сорок дней. Следовательно порок оставался в человеке. Хотя он вегетарианец и много занимается, а сознание меняется медленно и не значительно. Выполняет много комплексов, но не по сорок дней, такой и результат.

— Есть такое выражение: «Послушание выше поста и молитвы». Как его воспринимать?

— Хорошее выражение, которое можно назвать «монастырским фольклором», — в Писании этого нет. Однако можно и неправильно его понять. Например, представим себе обитель, больше похожую на трудовой лагерь, чем на монастырь: множество людей, которые не ходят на службы Божии, а только работают, работают и работают. Человек не может все время работать. Он должен работать, молиться, отдыхать. А ему говорят: «Послушание превыше поста и молитвы», — здесь можно перегнуть палку. Это монашеское определение, в миру трудно пристроить эту присказку.

А в монастыре при богомудром игумене, который переживает о духовном состоянии своих пасомых и не является властным человеком, стремящимся перво-наперво доказать свое, это выражение будет к месту — если для игумена главное, чтобы монахи, ему Богом вверенные, вели духовную жизнь, чтобы они были монахами, у которых есть время для молитвы, келейного правила, чтения духовной литературы. Если игумен видит целью духовный рост своих духовных детей, то он поставит все на свои места: они будут трудиться, слушаться игумена и молиться. Но если он волюнтарист и хочет, чтобы было все только по его воле, тогда он при помощи этой поговорки может загнать людей. Монахи будут скорбеть, страдать, жаловаться, а то и разбегаться.

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Читаем Апостол. 30 августа

Мульткалендарь. 29 августа

29 августа. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Читаем Апостол. 29 августа

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

— Есть такое выражение: «Послушание выше поста и молитвы». Как его воспринимать?

— Хорошее выражение, которое можно назвать «монастырским фольклором», — в Писании этого нет. Однако можно и неправильно его понять. Например, представим себе обитель, больше похожую на трудовой лагерь, чем на монастырь: множество людей, которые не ходят на службы Божии, а только работают, работают и работают. Человек не может все время работать. Он должен работать, молиться, отдыхать. А ему говорят: «Послушание превыше поста и молитвы», — здесь можно перегнуть палку. Это монашеское определение, в миру трудно пристроить эту присказку.

А в монастыре при богомудром игумене, который переживает о духовном состоянии своих пасомых и не является властным человеком, стремящимся перво-наперво доказать свое, это выражение будет к месту — если для игумена главное, чтобы монахи, ему Богом вверенные, вели духовную жизнь, чтобы они были монахами, у которых есть время для молитвы, келейного правила, чтения духовной литературы. Если игумен видит целью духовный рост своих духовных детей, то он поставит все на свои места: они будут трудиться, слушаться игумена и молиться. Но если он волюнтарист и хочет, чтобы было все только по его воле, тогда он при помощи этой поговорки может загнать людей. Монахи будут скорбеть, страдать, жаловаться, а то и разбегаться.

В разделе Религия, Вера на вопрос Говорят «Послушание превыше поста и молитвы» так ли это? заданный автором сложносочиненный лучший ответ это Послушание есть совершенное отречение от своей
души, действиями телесными показуемое.
Прп. Иоанн Лествичник
Кто взял на себя послушание, должен оставить свои дела на то время, когда он его несет, и с упорством довести его до конца.
Помни всегда, послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но – бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан.
Прп. Серафим Саровский
WOOD WOOD
Мыслитель
(9724)
Сверяй по Писанию и Заповедям

Читайте так же:  Татарча молитва перед сном

Для многих из православных вполне понятен заголовок. У нас на слуху известная поговорка: «Послушание превыше поста и молитвы». Мы привыкли к ней, мы многократно повторяем ее в нашей речи по поводу и без, нам напоминают ее в трудные минуты братья и сестры озабоченные нашим спасением. Только вот понимание этих не сложных слов оказывается совершенно не похожим у разных людей.

Так что же превыше поста и молитвы?

Тут ведь как получается, человек совершает пост и молитву для своего спасения, так ведь? Значит, то что выше поста и молитвы, то выше частного спасения. А что выше частного спасения?

Любовь. Причем любовь жертвенная. Об этом сказано в Евангелии, что «нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя». Т.е. выше поста и молитвы может быть только жертвенное служение ближнему.

А как же быть с послушанием?

Все дело в том, что этим термином определяются два, довольно отличных друг от друга, понятия. В первом случае это послушание действие, послушание «глагол». Как пример — «послушался старца и пошел». А второе — послушание существительное. Этим термином называют различный род деятельности в монастыре. Послушанием может быть приготовление пищи для братии, священнослужение, настоятельство и т.д. То есть послушание — это род занятий, выполняемый для блага братии или сестер. Оно может быть при храме или даже в семье. В тоже семье у каждого свое послушание.

По моему глубочайшему убеждению знаменитая фраза «послушание превыше поста и молитвы» относится ко второму пониманию этого слова. Именно там, где нужно проявить любовь ради ближнего, послушание превосходит необходимые для личного спасения дела. Конечно, необходимость заботы о ближнем не должна лишать нас вообще молитвы и поста, но и чрезмерной скорби оттого, что нет времени на вычитывание особо благодатных акафистов, псалтыри или дополнительных глав Священного Писания, тоже быть не должно. Всему своя мера.

А как же быть с первым значением? Может ли в нем послушание быть превыше поста и молитвы? Может, если оно послушание любви.

Но гораздо чаще такое послушание становится причиной порабощения себе, а не Христу. Разрушает внутреннее устроение человека. Не менее знаменитая фраза — «иди, сделай за послушание то-то и то-то. «, может ли она быть достаточным основанием для оставления личного спасения в забвении?

В данном случае это всего лишь один из тренингов, совершенно равнозначный посту и молитве, он помогает человеку в деле спасения. И он не может быть выше поста и тем более молитвы. К тому же даваемые указания необходимо постоянно проверять Евангелием и совестью. Лично мне приходилось встречаться с довольно страшными проявлениями бездумного «послушания старцам», вплоть до совершения смертных грехов «по благословению, чтобы познать бездны ада». Да избавит нас Господь от подобных сетей лукавства.

Нет, и не может быть оправдания греху послушанием кому-то очень великому и важному. Только подлинное послушание=служение может превзойти молитву и пост.

— Согласны ли Вы с тем, что слова «послушание выше молитвы и поста» относится только к монашествующим?

— Даже и к монашествующим не относятся. В монастыре существуют послушания, которые надо выполнять даже во время богослужения, но если тебя послали на него со словами «послушание выше молитвы и поста», это не означает, что тебя освободили от пребывания с Богом, собеседования с Ним даже во время выполнения послушания. Ты в пекарне, но ты все равно с Богом.

То же и у мирян. Например, на Страстной Седмице Великого поста большинство мирян работают, но есть такие, которые пришли до работы в 6 утра, а потом пошли работать, они молились не меньше, чем монахи, которые целый день в храме. Мирянин на работе, но умом он в храме, с тем, что происходит в нем в это время. Прочитал два раза тропарь празднику, и уже внес свою лепту. Даже сожаление, молитвенный вздох, что хотел и не смог быть в храме, вменяется в молитву.

Поэтому послушание без молитвы – не послушание, а работа. Послушание с молитвой – это бого-служение, а не работа.

Игумен Мелхиседек Артюхин.

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Читаем Апостол. 30 августа

Мульткалендарь. 29 августа

29 августа. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

29 августа. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Читаем Апостол. 29 августа

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Здесь мы рассмотрим самые основные человеческие грехи, страсти. Попробуем отыскать их корни и будем пытаться с ними бороться вместе.

Познание своей немощи и смирение твёрже всякой иной добродетели. Учись переносить приятное с благодарением, неприятное — с молитвой покаяния, всё же вообще — с преданностью Богу и благодарением, повторяя: «Слава Богу за всё!»
Заметишь, что не удалось сделать всё, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела — «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся, если что нарушишь — тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.

Надо выработать привычку сразу каяться, как только согрешил. Если есть кому сказать — хорошо, а если нет — пред Богом.

Читайте так же:  Когда вы говорите с Богом это молитва

Когда тяжело вспоминать прошлое, лучше только покаяться в том, что было плохого, и больше об этом не думать.

Не давай воли уму и языку. Ум займи чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и при всех обстоятельствах, а язык укрощай благоразумным молчанием. Руководствоваться словом Божиим всегда и во всём необходимо, наблю-дая за тем, чтобы вера жизнью свидетельствовалась.

Наше горе — в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны. Нельзя забывать, что на пути к Богу необходимы совершенное незлобие, благое смирение и послушание, смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, — это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами и потами.
Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими чело-веческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант.

Лишний раз покушать, побольше поспать, даже, рассердившись, покаяться, не так страшно, как принять внутреннюю бесовскую похвалу. Только истинное смирение недоступно тонкому внутреннему тщеславию.

Послушание с памятью о Боге и доверием к Нему выше трудов пустынника, живущего там по собственному избранию и усмотрению, ибо и Христос, когда пришёл на землю, избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения Отцу Небесному. Пребывая в повиновении, радуйтесь, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа. Есть ли что блаженнее сего?!

Берегите душевный мир, он выше поста и молитвы. Каждый день готовь себя к искушениям, и скорбям, и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному — знай: это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего этого встанешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного.

Христос говорит: «Аще любовь имате между собою — Мои ученицы есть. » «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. V, 8). Итак, очистим чувствия и узрим в неприступном свете блистающего Христа.

Если душа боязлива, а кругом столько устрашающих искушений, надо особенно при-учить себя помнить о присутствии Божием везде. Это скорее усвоится теми, кто привык к непрестанному покаянию. Теперь особенно надо учиться преданности воле Божией.

Накануне Рождества 1997 года я была в Оптиной пустыни. День моего рождения 7 января, и я хотела причаститься в монастыре. Столько накопилось в душе вопросов, недоумений, обид, раздражений. Вспоминаю все домашние недоразумения, споры на работе. Надо помолиться на службах, исповедаться, причаститься. А из головы не выходят жизненные вопросы, житейские ситуации.

День первый
Паломникам дают послушание. Меня определили в прачечную. Руководит работами служительница монастыря Катя. Невысокая, строгая, говорит мало.
Пришла я в прачечную. Катя провела меня в комнату, где идет стирка, но пока никого нет. Здесь стоят две чугунные эмалированные ванны, до верха наполненные замоченным постельным бельем, и три стиральные машины.
– Прополоскай замоченное белье.
– Катя, так лучше два раза пропустить через машинку. Я же не смогу прополоскать хорошо! – предлагаю я. Немного постояв, Катя, молча уходит.

С ужасом смотрю на полные ванны и думаю, как бы рациональнее прополоскать. Надо переложить часть белья в другую ванну, освободить место для большого количества воды в другой. Пытаюсь вытащить пододеяльники. С водой переложить не получается. Начинаю выжимать и перекладывать. На третьем пододеяльнике спина не разгибается, а белья не уменьшилось. Выделываю разные движения, чтобы облегчить напряжение в спине и продолжаю перекладывать. Всё, место освободилось. Пускаю воду. Присела на край ванны, но спина всё равно немеет. Опять согнулась и полощу в воде простыни, наволочки, пододеяльники. Прополоснутое белье складываю на край ванны. Нет, это не дело. Сейчас всё свалится. Тазиков не видно. Открываю пустой бак стиральной машины и заполняю его прополоснутым бельем.

– Вот пять подрясников – постирайте и повесьте сушить. Завтра нужно погладить и отдать.
Мы же еле-еле успеваем первый объем работ закончить! Какие подрясники! Не выключая машины, Мария скоро развязывает узел и достает подрясники. Она вынимает первый, растягивает низ по скамейке и говорит мне:
– Бери хозяйственное мыло, вот щетка. Намочи и намыль низ подола и манжеты. И так каждый подрясник. Делай быстро один за другим, чтобы мы еще успели прокрутить их в машине с порошком и прополоскать. Я делаю. Как автомат – разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий! Разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий.

Мария с Леной освобождают одну машину, и мы запускаем первые два подрясника. Звонят колокола. Входит Катя. «На службу идите!» Никто ни слова. У нас процесс, который не прервать. Всё! Хватаем постиранные и выжатые подрясники и белье в кастрюлях, одеваемся и выходим на улицу. За нами сразу же выходит Катя, запирает дверь и говорит: «Завтра к девяти часам». Мы втроем вывешиваем подрясники и белье на веревку. Мороз. От белья идет пар. Руки стынут, прищепки падают. Развесили. Кастрюли поставили за домик.

В редакцию поступили отклики на статью с таким названием.

Священник Александр Малинов,
настоятель Свято-Духовского храма
с. Усола Горномарийского района
Республики Марий Эл

Дмитрий Трифонов,
г. Самара

На снимке: В чем тайна послушания? В подражании Самому Христу. Ведь Он был послушен Богу Отцу до последнего вздоха на Кресте… Вот и сейчас новоначальных подвизающихся в монашестве называют послушниками. А монахи дают строгий обет послушания.
Санаксарский монастырь. Монах несет послушание на коровнике.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое, или, наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения. Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает ни в добром, ни во мнимо худом, ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его (т. е. наставник). Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» (Леств.4:3).

Удивительное послушание оказывает Исаак Аврааму: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог, и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт.22:9).

«Спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор.32:7).

«И Он (Иисус) пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них (родителей). И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лук.2:51).

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38).

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39).

«Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8).

«Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

В «Древнем Патерике» повествуется, что Бог ничего не требует от новоначального, кроме послушания. Всем известны такие высказывания: «Послушание – корень смирения. Послушание выше поста и молитвы. Послушание – добровольное мученичество». Почему это так? Приведем несколько примеров.

Читайте так же:  Молитва на разговор с Богом

выше других добродетелей: Пришли однажды к Великому Памво из скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один много постился, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: «Скажу вам, что выше всех добродетель четвертого. Каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а тот, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании».

Блаженная мать Синклитикия говорила: «Живя в монастыре, мы должны предпочитать послушание подвижничеству: ибо последнее научает высокомерию, а первое смиренномудрию».

Епископ Варнава (Беляев) пишет: «Без руководства и послушания невозможно простираться вглубь таинственной духовной жизни так же, как невозможно не умеющему плавать заходить в глубину морскую или слепому ходить по стремнинам и вьющимся над пропастями горным тропинкам.

Если святые день и ночь трепетали за потерю своего спасения и подвигов, то безумны те люди, которые думают, что они собственным разумом плотским войдут во святая святых духовной жизни. Да и кто их пустит туда? Ибо Начальник последних – Бог, а Он отметает гордых.

Но безумцы эти были всегда, довольно их и теперь, ибо диавол себе ищет таковых, а человеки возлюбили более тьму, нежели свет, как сказал Сам Господь Никодиму в ночной беседе (Ин.3:19).

Кто читал в подлиннике Рабле, тот, конечно, помнит его язвительное осмеяние жизни неких монахов, которые постановили проводить ее «не по закону, уставам или правилам, но по их собственному хотению и свободной воле». И на фронтоне монастыря телемитов – так назывался этот монашеский орден – был начертан следующий девиз: «Делай все, что хочешь» .

Авва Дорофей пишет: «Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того падает человек, или от того, а я, как уже сказал, не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе. – Видел ли ты падшего, – знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего».

А как быть человеку, возле которого нет боговдохновенного наставника, как спасаться ему? Тот же авва Дорофей советует таковым: «Правда, если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божью, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божьей, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою».

1) Необходима исповедь помыслов, т. е. полное доверие наставнику. Как пишет об этом авва Исаия: «Не скрывайте никаких помыслов, смущающих вас, ни скорбей, ни подозрений относительно ближних, но все открывайте авве своему и принимайте с верою то, что от него услышите». Открывать нужно все, каждую мелочь, без утайки, без умаления греха, без самооправдания. Ведь по слову Василия Великого: «Умолчанный грех – гной в душе».

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда. Обнажай струп твой врачу сему, и не стыдись сказать ему: «Отче, моя язва сия, моя рана сия, она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености, никто не виноват в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение» (Леств.4:61).

2) Обязательно необходимо отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Что касается послушания, то младшие без ведома или позволения старца не только не смеют выходить из кельи, но не решаются самостоятельно удовлетворять и общую естественную нужду».

Затем далее он продолжает: «Итак, сидя в кельях своих и занимаясь рукоделием и размышлением, как только услышат звук ударяющего в дверь, который зовет их на молитву или к какому-либо делу, каждый тотчас выходит из своей кельи, так что занимавшийся письмом бросает писать на том месте, где застанет его призыв, не смея даже докончить начатой буквы, потому что они не столько заботятся о совершении дела и своей пользе, сколько о том, чтобы доказать свое послушание, которое они предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою в келье, но даже всем добродетелям. Они готовы терпеть все невыгоды, только бы ни в чем не нарушить доброго послушания».

Усердное повиновение: У преподобного Иоанна Фиваидского было необыкновенное повиновение. Старец, призвав его, приказал скорее прикатить огромный камень, который и несколько человек не смогли сдвинуть с места. Иоанн с таким усердием стал напирать на камень, что от пота не только одежда его промокла, но и камень смочился.

Плод послушания: Рассказывали об авве Иоанне Колове. Удалившись в скит к одному фивскому старцу, он жил в пустыне. Его авва (то есть фивский старец), взяв сухое дерево, посадил его и сказал: «Каждый день поливай это дерево кружкой воды, пока не принесет плода» Вода же была далеко от них, так что Иоанн ходил за ней подолгу. После трех лет дерево принесло плод. И старец, взяв этот плод, принес в собрание братии и сказал: «Возьмите, вкусите плод послушания».

Капуста корешками вверх. Одному брату старец повелел посадить капусту корешками вверх. Брат не послушался и посадил так, как положено. Когда старец увидел это, то сказал: «Сейчас из корешков вырастет капуста, а если бы послушал меня, то выросло бы послушание».

Добрый день! Скажите, пожалуйста, если есть какие-то послушания по храму, но иногда посылаются ещё и другие (есть ещё и основная работа), иногда просто нет духовных или физических сил сделать положенное, как быть? Ведь говорят, что послушание выше поста и молитвы. А с другой стороны, иногда чрезмерная занятость вызывает только раздражение и ропот. Значит, пользы от этих дел нет? Подскажите, пожалуйста, как быть. Заранее благодарен вам.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Кто сказал что: «Послушание превыше поста и молитвы»? Я не знаю.

Приписывают преп. Серафиму Саровскому, но используют эти слова при ЛЮБОМ УДОБНОМ случае.

А вот «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 21), — это сказал Господь наш Иисус Христос.

Подлинное послушание не может не быть сопряжено с любовью. Вообще, тут должно очень осторожно со словом «послушание» обращаться. И конечно, «любой удобный случай» — не повод разрушать пост или молитву.

Любовь выше молитвы — Преп. Иоанн Леств.
Любовь выше поста — Свят. Тихон Задонск.

Однако, любовь — особенный дар. Иные ее с человекоугодничеством и прочими проявлениями прелести путают.

Короче, тонкий и глубокий это предмет.

Основной предлог требующих послушания — слова Спасителя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Если мы желаем находиться в послушании Христовом, мы должны совершать послушание. И не так, чтобы слушаться в том, что нам нравится, и не слушаться в том, что мы не желаем, ибо Христос в Гефсимании просил Отца, чтобы спасение людей совершилось иным образом. Но Отец выбрал Крест и Христос ответил тогда: «Не Моя воля, но Твоя да будет, Отче». И был послушен до смерти, и смерти крестной“

Читайте так же:  Молитва для энергии

— Как правильно понимать послушание, существует ли оно в наши дни? Одна православная женщина недавно сказала мне: «Не понимаю, что такое послушание, какую пользу оно может принести, ведь безусловное послушание — прерогатива армии. Совет — понятно, а послушание нет». Как отвечать на такие вопросы?

— Не только эта женщина, но очень многие не понимают того, что такое послушание. Смешали и перемешали послушание с дисциплиной. В армии дисциплина: приказ дан — исполняй. Независимо от моего отношения к командиру, от того, что делает армия, я обязан подчиняться командиру. Подчиняться, невзирая на то, что говорит моя душа, говорит мой ум. Послушание имеет совсем другое значение. Сейчас мы стали называть этим словом элементарные вещи дисциплины. Например, если я работаю в храме, и мне говорят сделать то-то, я обязан это сделать, потому что это дисциплина.

Послушание — это высокий, святоотеческий термин, аскетическое понятие. Понять послушание без понимания духовника невозможно. Духовник не в смысле батюшки, у которого я постоянно исповедуюсь. Духовник — это тот человек, в котором я увидел мудрость совета духовной жизни, увидел святость жизни и мудрость. Хочу обратить внимание, что духовник не авторитет, общение с ним я имею не по его авторитету, а потому, что слышу от него голос истины, то есть разумение, рассуждение.

Первое и главное, что требуется от духовника — это дар рассуждения, а не дар командира, что, к сожалению, приходится очень часто наблюдать. Такой батюшка раздает благословения, не объясняя, что и зачем, и люди приходят к нему со словами «батюшка, благословите»: батюшка все знает. Мы превращаем батюшку в какого-то языческого оракула. Разве так можно?

Духовником в Православной Церкви именовался тот человек, который действительно ведет святой образ жизни и имеет дар рассуждения. Об этом постоянно говорят святые отцы. У Макария Великого, которого называли земным богом, есть даже такое важное рассуждение: встречаются некоторые, которые по своим природным качествам очень быстро достигают даров чудотворения, прозрения, но они остаются в детском состоянии. Они даже порой мало знают, что такое страсти, и Макарий Великий говорит: к этим людям ни в коем случае не надо обращаться за советом, у них нет дара рассуждения. Святой Исаак Сирин даже говорит, что таковых нельзя даже называть святыми. В монастырях говорили, что к таким людям ни в коем случае нельзя обращаться за советом. Говорят о чудотворцах и прозорливцах: чтобы к ним не обращаться! Вы слышите, насколько далеко мы ушли от истинного понимания. Почему нельзя обращаться? Потому что они не знают, как бороться с грехом и как бороться со страстями, и очень часто даже не знают святых отцов.

Истинный духовник — тот, который приобрел опыт борьбы со страстями, и действительно является святым не потому, что родился таким, но потому что приобрел опыт борьбы со страстями и имеет дар рассуждения. Если такой человек окажется у кого-то духовником, то к нему будут отношения все большего уважения и авторитета. Поскольку каждый раз я получаю от него объяснения, он помогает мне в моей духовной жизни. Такого человека можно назвать моим духовником. Как правило, за редким исключением, он дает советы не от себя, но указывает, как говорят по тому или иному поводу святые отцы.

Когда еще были такие святые люди, у них иногда были послушники. Иногда: один, два. Это было только в монастырях у монашествующих или у отшельников. Как избирается такой духовник? Об этом хорошо сказал Иоанн Лествичник: прежде чем дать свою душу кому-либо, узнай и испытай его, искуси — он употребляет даже такое слово, — чтобы тебе не попасть вместо кормчего на простого гребца и вместо пристани на камни, и разобьется весь корабль твоей духовной жизни.

Люди, которые действительно достигали бесстрастия, могли иметь послушников, и тогда между ними устанавливались отношения беспрекословного послушания. Человек знал, к какому человеку он идет, и действительно вдавался ему полностью.

Это время ушло. Раньше это было только в монастырях, а сейчас даже от мирян можно услышать: «я у батюшки в послушании». Однако теперь даже в монастырях нет такого послушания. Святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, оптинские старцы, еще раньше святые отцы писали об очень важном положении: время послушания ушло, сейчас время совета. Великое благо, пишут они, — если вдруг найдете такого человека, от которого можно получить действительно добрый святоотеческий совет в своей духовной жизни. Это уже великое и редкое благо. Послушания в святоотеческом смысле сейчас уже нет, но оставлено жить по совету. Но даже совет надо проверять святыми отцами.

В наше время буквально погоня за духовниками: нет такого, так создадим, и создают прозорливых и чудотворцев. Если это лжестарец, то он тут же дает вам категорический совет: никаких рассуждений, обоснований или разъяснений. Просто: разводись, переезжай, покупай. И бедные люди слушают этого лжестарца, как божество, то есть мы попали в эпоху древних греческих и римских язычников, которые ходили к оракулам и спрашивали, а он объявлял им. Приходится слышать, сколько бед подчас переносят люди из-за этих ужасных советов. Например, у женщины муж мусульманин или неверующий, а ей совет: или разводись, или пусть он будет православным. Как жестоко: распадается семья, начинаются страдания. А почему разводиться? Разве апостол Павел не написал, что муж неверующий спасается женой верующей? Бедные люди, как дети, идут к оракулу, а не духовнику, и сколько бед получают в результате.

Так что если исходить из святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинских старцев в наше время духоносных старцев нет, но если милостью Божией кто-то найдет разумного, знающего святых отцов, искреннего человека, который может разъяснить и дать совет — это великое благо. Жизнь по совету — вот наше время.

— Как тогда относиться к словам «послушание выше поста и молитвы»?

— В то время, когда я нашел такого святого человека, неоднократно убедился, какие мудрые он дает советы, убедился, что это действительно богодухновенный человек, тогда только вверяю себя ему, признавая, что он понимает в вопросах духовной жизни больше, чем я. Тогда выполнить то, что скажет этот человек, будет для меня выше каких-либо подвигов, поста и молитв. Тогда я доверяю ему полностью. Но это редчайшее явление, оно всегда было очень редким, а теперь этого совсем нет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов.

Осипов послушание выше поста и молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here