МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ ДОД «ДШИ № 47 имени М.Ф. Мацулевич»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Предлагаемые рекомендации основаны на собственном опыте практической работы в курсе музыкальной литературы для учащихся старшего класса. Впервые эта тема была апробирована мной в 2005 году на открытом уроке, проведенном для педагогов ДМШ и ДШИ южного региона Кузбасса. Она вызвала живой, острый интерес, как со стороны детей, так и присутствующих педагогов и была одобрена рецензентом. За эти годы тема была переосмыслена в рекомендации, которые и предлагаются вашему вниманию.
Проблема изучения музыкальной культуры древней Руси в системе ДМШ и ДШИ является актуальной по ряду причин.
Во-первых, она расширяет представления учащихся о музыкальной культуре и оказывает необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную жизнь ребенка.
Во-вторых, в жизнь современного общества возвращаются духовные традиции, а нам, педагогам, следует включиться в этот процесс.
В-третьих, учебная литература, изданная в предшествующие десятилетия, например: учебник русской музыки Э.Смирновой (Министерская программа от 2002 года) охватывает период изучения русской музыкальной культуры России лишь с конца 18 века. То есть, не дает детям представления о преемственности традиций, идущих от Древней Руси к современному музыкальному искусству.
В частности, сложение национальной русской композиторской школы в ней рассматривалось на основе народно-певческого фольклора. Тогда как в действительности русские композиторы глубоко впитали в себя духовную культуру Древней Руси и опирались в своем творчестве на ее традиции. Например, ария Ивана Сусанина из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» по форме и содержанию является предсмертной молитвой человека, пожертвовавшего собой ради Родины. По своему пафосу романс П.И. Чайковского «Благославляю, вас леса» близок к молитвенному слиянию с бытием, пронизан ощущением абсолютной, божественной гармонии мира. И эти чувства рождаются не только от текста А.К. Толстого, но и от мелодии — того сопровождения, которым окрасил стихи композитор. Словом, их музыкальные творения глубоко пронизаны духовной культурой, которая не акцентировалась прежней системой преподавания.
Музыку на канонические тексты молитв создавали: Д.С. Бартнянский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие композиторы, в том числе, наши современники: Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин. Сегодня русская духовная музыка популяризируется и входит в репертуар многих хоровых коллективов, в том числе, города Новокузнецка. Много и плодотворно работает в области духовной музыки новокузнецкий композитор, преподаватель Православного Духовного училища — С.Б. Толстокулаков. Однако, у современных слушателей до сих пор существует весьма неопределенное представление о древнерусской музыке, ее месте в содружестве искусств: иконописи, зодчества, литературы.
Не замечали ли вы, дорогие друзья, что самые любимые и дорогие нашему сердцу гимны, песни, псалмы, – это те, в которых мы возносим молитвы Всевышнему Богу? Почему строки этих простых гимнов так нежно и трепетно касаются струн души? Почему пение гимнов с молитвенным текстом успокаивает и умиротворяет, помогает преодолеть усталость и стресс, и каким-то чудесным образом приближает нас к Небу?Молитва в пении – это одна из основных библейских музыкальных традиций. Псалмопевец Давид весь свой жизненный путь и духовный опыт воспел в музыке. Некоторые псалмы Давида исполнены ярким спектром эмоций и чувств: от разочарования до ликования, от бессилия до торжества спасающей силы Господа.
Человеку всегда хотелось рассказать Богу все свои страдания и переживания; душа человека стремится к Богу, как к Источнику сил и вдохновения. И когда не хватает слов, чтобы выразить все чаяния души, все боли и радости земного бытия, – мы поем. Поем незамысловатые строки любимых гимнов:Твоя священный закон соблюдать,
Научи гордым сердцем смириться,
Твоя волю во всем исполнять…»
В минуты радости и безмерного чувства благодарности Богу, звучат другие строки:
«Да будет Тебе, наш Отец Всеблагой,
Вовек прославленье предвечной хвалой!
Аллилуйя! Будь прославлен! Аллиуйя! Аминь!
Аллилуйя! Честь и славу Тебе воздадим!»
Очень скоро, когда весна пробудит природу к новой жизни, когда уйдут холода и зимние вьюги, мы сможем с новой силой и новым вдохновением воспеть одну из самых прерасных мелодий, которая является гимном-хвалой Богу Творцу:
«Великий Бог, когда на мир смотрю я,
На все, что ты создал рукой Творца,
На всех существ, кого, Свой свет даруя,
Питаешь Ты с любовию Отца.
Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:
Как Ты Велик! Как Ты Велик!»
В наше время самые прекрасные музыкальные христианские традиции преданы забвению. Отчасти, это произошло из-за наплыва технологий, заменивших живую хвалу и живую музыку в Церкви.
Тем не менее, давайте сохраним главную традицию, которая бережно передавалась из поколения в поколение в Адвентистской церкви: это живое пение в кругу семьи на утренних и вечерних богослужениях. Какие благословения может испытывать семья, которая поклоняется Богу в пении гимнов и псалмов!
Очень бы хотелось, чтобы в каждой семье и церкви, гимны и псалмы с молитвенным содержанием были собраны в особую музыкальную коллекцию, пользующуюся почтением и уважением. Эта музыка священна. Она является невидимым мостиком к престолу Предвечного.
Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
— Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
— Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
— Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
— Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
— Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
— Сегодня мы рассмотрим молитву — как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
— А что такое молитва? (Ответы детей)
— Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
— И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
— В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Ответы детей — Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
— А можно сказать, что она звучит благозвучно? — Да.
— Одно из главных понятий музыкального искусства — ГАРМОНИЯ — означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
— Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
— И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
— Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
— Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
— Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? — Да.
— А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
— Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” — одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
— Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.
— А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения — транспонировала в соль мажор).
— Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
— Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
— Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
— Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
“Песня” — говорил Булат Окуджава, — исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
— На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
ИТОГ: — Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
— Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
— На что способна такая музыка?
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
— И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
— Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
— И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”
Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»
Цель урока: Церковная музыка для детей.
Задачи урока:
- Развивать ассоциативно-образное мышление детей.
- Формировать чувство стиля музыки Чайковского.
- Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.
Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы
Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»
Цель урока: Церковная музыка для детей.
Развивать ассоциативно-образное мышление детей.
Формировать чувство стиля музыки Чайковского.
Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.
Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы
О каком русском святом идет речь?
Как помогал людям Сергий Радонежский? (добрыми делами и молитвами)
А кто знает, что такое молитва? (обращение верующего к Богу, беседа с Богом).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке музыки? (о молитве)
Попробуем сейчас выяснить, какая бывает молитва?
Молитву можно прочитать? (читаем молитву «Отче наш»)
Как еще можно исполнять молитву? (петь)
Слушаем молитву «Отче наш», пробуем петь молитву.
Как еще можно исполнять молитву? (играть)
Посмотрите и скажите портрет, какого композитора вы видите на экране? (П. И. Чайковский)
Мы уже знаем, что Чайковский писал музыку для детей, что для своих племянников он написал инструментальные пьесы, которые назвал «Детский альбом». Начинается и заканчивается «Детский альбом» молитвой.
Мы с вами сейчас будем петь песню, которую поют люди на Великий праздник Рождества Христова.
Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
Давайте попросит тех, кто ходит в воскресную школу, на следующем уроке спеть молитву, которую они выучили.
В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.
Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.
Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).
Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского
Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.
Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.
Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.
Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).
Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).
А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.
М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”
Структуру и композицию молитве мы рассмотрим на примере анализа Молитвы Господней.
«Отче Наш» — главная молитва в христианстве. Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея (6:9—13) и от Луки (11:2—4).
Анализируя структуру Молитвы Господней, в первую очередь мы отметим её законченную симметричную композицию, способствующую легкому запоминанию Молитвы. Ребёнок запоминает стихи легче, чем прозу, даже если он не видит различий между ними. Стихотворная форма была бы неуместна для молитвы из-за глубокой серьезности предмета, и необходимости перевода её на множество языков, но красивая симметрия законченной математической формулы вполне подходит.
Какое бы значение мы не вкладывали в числа, известно, что 3 и 7 чаще других упоминаются во многих религиях мира. Композиция Молитвы Господней по сути построена на этих числах. Кроме обращения, Молитва состоит из семи предложений, которые в свою очередь составляют две отдельные молитвы по три предложения каждая, и заключение. Три предложения второй части Молитвы отражают нашу земную жизнь, в то время как остальная часть Молитвы главным образом связана с высшим уровнем неземной жизни. Писатели прошлых лет назвали бы это высшим порядком вечности. Это весьма схоже с современными понятиями, только теперь мы расцениваем вечность не как бесконечную смену столетий, но как жизнь на более высоком её уровне, вне границ времени.
Анализируя Молитву Господню, мы будем изучать отдельно каждую фразу, пытаясь раскрыть не только её прямое значение, но и скрытый смысл, содержащийся в незабываемых строках этой величайшей из Молитв.
Молитва Господня является сложной молитвой. Сложные молитвы соединяют в себе несколько разновидностей простых молитв и обычно имеют трехчастную форму, включающую призывание, славословие и прошения. Вместе с тем в патристической литературе можно встретить указания на необходимость 4-х обязательных частей молитвы.
Молитва Господня состоит из призывания:
Отче наш, иже еси на небесех;
2)Да приидет царствие Твое;
3)Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
1)Хлеб насущный даждь нам днесь;
2)И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
3)И не введи нас во искушение;
4)Но избави нас от лукаваго;
и завершается славословием:
Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.
Славословия касаются в основном конечной, вечной судьбы человечества по отношению к Богу и вселенной. Прошения- материальных и духовных нужд современного периода жизни.
Рассмотрим теперь каждую строчку более подробно:
1) Отче наш, Иже еси на небесех!
Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо.
Просьба помочь жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Господа.
3) Да приидет Царствие Твое
Желание быть достойным здесь, на земле, Царства Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.
4)Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно и без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.
5)Хлеб наш насущный даждь нам днесь
то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего Пречистое Тело и Честная Кровь в таинстве Святого Причащения, без которого нет спасения в вечной жизни. Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется — заботится о нас.
6)И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
то есть прости нам грехи наши так, как и мы сами прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи наши названы долгами нашими, потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся должниками пред Богом. И вот если мы сами не будем искренно прощать наших должников, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос.
7)И не введи нас во искушение
искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное или дурное. Мы просим — не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают.
8)Но избави нас от лукаваго
то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от Диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.
9) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
Здесь мало что нужно объяснять. Господь Иисус Христос подводит основание, как бы фундамент, под все предыдущие прошения в очень кратких словах. Господи Отче! Ты всё содержишь в Своей власти!
Твоё Царство! Ты и заботишься о нас. А мы, как Твои рабы, на Тебя и надеемся во всём, как дети на отца своего.
Твоя сила! Ты всё можешь! Тебе все повинуется — даже и преисподняя. Наше дело только опять просить и опять надеяться на Тебя, потому что сами мы — немощны. Ты же — всесилен.
Твоя слава! Ты все творишь во славу Твою. И мы этого же и желаем, и исповедуем, и в самом начале просили: «Да святится имя Твое!» Да прославляешься Ты всегда, везде и во всём! Это — истина! Аминь.
Молитва начинается и кончается простым и благоговейным прославлением Божественного Провидения. Как бы отражая весь процесс творения, первое предложение относится только к Богу, “да святится имя Твое,” а последнее говорит о “Царстве и силе и славе.” Это можно понять, оценив Божественную мудрость и силу, которые создали и контролируют всю материальную и духовную вселенную.
Универсальная и выдающаяся значимость Молитвы хорошо известна. Ежедневно сотни миллионов людей произносят её. Для многих Молитва Господня, возможно, является их главной связью с религией. Для людей гонимых или преследуемых, у которых нет Библии и возможности получить поддержку духовного наставника, с детства запомнившаяся Молитва может стать их единственной надёжной связью с Богом.
Молитва Господня составлена так, чтобы быть понятной даже ребёнку, чтобы удовлетворять духовные потребности и направлять самых учённых и мудрых людей до конца времён.
Необычная интерпретация «Ave Maria» записана группой «Ногу Свело! » в альбоме «Каллы» .
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аве_Мария
Музыкальный диск AVE MARIA фирмы Мелодия
Содержание диска:
1. И. С. Бах — Ш. Гуно
2. Жоскен Депре
3. Я. Аркадельт
4. Н. Гомберт
5. Л. Керубини
6. Дж. Верди
7. Л. Луцци
8. Ф. П. Тости
9. Д. Денте
10. Ф. Шуберт
11. Ф. Лист
12. Ф. Мендельсон
13. А. Брукнер
14. Дж. Каччини
Общее время звучания — 70:01 (DDD)
Лусинэ Закарян, сопрано (1, 5, 9)
Камерный хор «Ave Sol», художественный руководитель и дирижёр Имантс Кокарс (2 — 4, 11 — 13)
Ирина Архипова, меццо-сопрано (6 — 8, 10, 14)
Левон Абрамян, орган (1, 5, 9)
Ирина Архипова, орган (6 — 8, 10, 14)
Айварс Калейс, орган (11, 12)
Тимофей Докшицер, труба (14)
Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Художественный руководитель Людмила Ермакова (14)
Записи 1986, 1987 и 1989 годов из Большого зала Московской консерватории, Домского собора (г. Рига) , Вильнюсской картинной галереи, Киевского Дома органной и камерной музыки на латинском, итальянском и немецком языках.
См. далее
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Enrico Caruso, Maria Callas, Placido Domingo . (Ave Maria) альбом пользователя МакКеллен
Может Вам удастся скачать (музыка восстанавливается)
http://www.tonnel.ru/?l=music&alb=6781
Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей. Аминь.
С целью описания религиозного языка в современной русской теолингвистике используются различные подходы. Один из таких подходов связан с теорией речевых жанров. В рамках этого направления изучаются проповедь, молитва, различные этикетные жанры (приветствие, прощание, утешение, поздравление, благодарность, извинение и т.д.). Исследователи , работающие в этом направлении, допускают, что религиозный язык в рамках этого подхода может рассматриваться как система жанров, с присущими каждому из них стилистическими особенностями.
В православии молитву рассматривают с разных точек зрения: где она совершается, каким образом, её содержание, характер (например, молится человек один или идёт на службу и храм) и т.д. Подразделение молитв в определённой степени условно и введено лишь для той цели, чтобы помочь верующим правильно организовать свою молитву. По этому принципу молитву можно условно разделить на домашнюю (частную) и церковную или общественную (соборную) молитвы.
— Домашняя (частная) молитва. Это уединённая молитва. Её широким смыслом является общение с Богом в сердце каждого человека. В доме (квартире) православного человека отводится для неё специальное место-красный угол. Все члены семьи (если они конечно все православные) помимо уединённой молитвы каждого, молятся вместе, что усиливает эффект.
— Церковная или общественная (соборная) молитва. Это общая молитва православных христиан в храме (молитвенном доме, часовне). Возглавляют её священнослужители. Соборная молитва, по словам Христа, считается сильнее частной: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» [Мф., 18:19 – 20]. Церковная молитва неким образом развивает молитвенное чувство, помогая поддерживать живую связь души с Богом. Поэтому считается, что домашняя молитва обязательно должна дополнятся церковной (участием в богослужения).
Молитва каждого молящегося человека индивидуальна. Её содержание зависит от духовных переживаний молящегося, жизненных обстоятельств, каких-либо личных аспектов. Однако любая молитва как план выражения, несёт за собой определённый план содержания, мотив обращения к Богу(призыв, просьба, благодарение и т.д. ). На этом основании можно выделить такие виды молитв:
1)Молитва-прошение. Молитва-прошение означает “смиренное горячее моление” или “просьбу”. Это нечто гораздо более прочувствованное сердцем, чем обычная просьба. Чаще всего люди просят Бога помочь им в житейских нуждах, укрепить в различных испытаниях, уберечь душу от греха. С православной точки зрения, Богу известны нужды каждого, но чтобы Он мог дать благодатную помощь, человек должен попросить о ней.
— среди кратких прошений – «Господи, благослови», «Господи, спаси и сохрани». Яркий пример просительных молитв на богослужении – ектений с припевами «подай, Господи» и «Господи, помилуй
— это просьба о прощении грехов («Господи, прости», «Боже, будь милостив мне грешному!»). К такой молитве человек прибегает, когда раскаивается в поступке, за который ему стыдно перед Богом и перед людьми.
— примером молитвы-покаяния служит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»). Среди особо построенных молитвенных произведений – канонов – есть покаянные: например, канон святого Андрея Критского, который читают в храмах в начале Великого поста, покаянные каноны Иисусу Христу и Богородице, читаемые верующим перед исповедью (есть в любом молитвослове) и др. К покаянным молитвам относится Иисусова молитва. В православии молитва покаяния вводит человека в Царство Божие. Слово “покаяться” означает “изменить”, то есть повернуться и пойти в другом направлении. Посмотрим, что говорит Библия о покаянии: “Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грех. Да придут времена отрады от лица Господа” [Деяния 3:19,20].
3)Молитва-благодарение. -Православный человек благодарит Бога, когда получает просимое («Благодарю Тя, Христе Боже…», «Слава Богу»). Те или иные блага в своей жизни, о которых он не просил, он считает милостью Бога к себе и тоже благодарит за них. Если желаемое не исполнилось, православный христианин благодарит Бога всё равно, поскольку верит, что Господь любит его и устраивает всё для спасения его души. А то, что не осуществилось, возможно, преждевременно или вредно для него, только человек не всегда знает об этом – ему трудно постичь премудрость Божию. Для всех случаев, даже в скорбях, подходит благодарственная молитва «Слава Богу за всё». За все благодарите. [1 Фес. 5, 18]. Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога. (Прп. Исаак Сириянин ).
4) Хвалебная молитва (славословие)
Основывается на чувстве благодарности Богу и основана на личном духовном опыте, в котором человек постигает любовь и милость Бога к нему. Одна из таких хвалебных молитв: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе».В этой молитве молящийся ничего не просит, а только славит Бога. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак на благодарности Богу за Его милости. Хвалениями начинаются и заканчиваются многие молитвы и любое церковное богослужение («Благословен Бог наш…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу…» и др.)
Все перечисленные виды молитвенных обращений не существуют обособленно, многие молитвы, особенно церковные, соединяют в себе и хвалу богу, и прошение, и покаяние, поскольку молитвенное общение православного человека с Богом должно быть гармоничным и естественным.
Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Культура русской речи 2003: 332].
В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.
Урок проводится во 2-м классе вторая четверть, раздел «О России петь, что стремиться в храм». Знакомство учащихся со службой в православном храме, а значит и с молитвой, начинаю через пьесы Чайковского «В церкви» и «Утренняя молитва». Провожу интонационный анализ двух пьес, углубляя эмоциональное впечатление от музыки.
Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.
Дать детям понимание значения слова «молитва»
Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».
Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.
Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:
1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».
2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя».
3. Л. Толстой «Благословляю вас, леса».
4. Лермонтов «Ангел».
5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева».
6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской.
Звучит песня «Колокольный звон».
Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)
Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.
Иже – который; Иже еси на
небесех – живущий на небесах;
Яко – как; на небеси и на земли
– на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования;
Даждь – дай;
Днесь – сегодня;
Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.
Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:
По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и течи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге Великом он пел,
и хвала Его не притворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ ДОД «ДШИ № 47 имени М.Ф. Мацулевич»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Предлагаемые рекомендации основаны на собственном опыте практической работы в курсе музыкальной литературы для учащихся старшего класса. Впервые эта тема была апробирована мной в 2005 году на открытом уроке, проведенном для педагогов ДМШ и ДШИ южного региона Кузбасса. Она вызвала живой, острый интерес, как со стороны детей, так и присутствующих педагогов и была одобрена рецензентом. За эти годы тема была переосмыслена в рекомендации, которые и предлагаются вашему вниманию.
Проблема изучения музыкальной культуры древней Руси в системе ДМШ и ДШИ является актуальной по ряду причин.
Во-первых, она расширяет представления учащихся о музыкальной культуре и оказывает необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную жизнь ребенка.
Во-вторых, в жизнь современного общества возвращаются духовные традиции, а нам, педагогам, следует включиться в этот процесс.
В-третьих, учебная литература, изданная в предшествующие десятилетия, например: учебник русской музыки Э.Смирновой (Министерская программа от 2002 года) охватывает период изучения русской музыкальной культуры России лишь с конца 18 века. То есть, не дает детям представления о преемственности традиций, идущих от Древней Руси к современному музыкальному искусству.
В частности, сложение национальной русской композиторской школы в ней рассматривалось на основе народно-певческого фольклора. Тогда как в действительности русские композиторы глубоко впитали в себя духовную культуру Древней Руси и опирались в своем творчестве на ее традиции. Например, ария Ивана Сусанина из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» по форме и содержанию является предсмертной молитвой человека, пожертвовавшего собой ради Родины. По своему пафосу романс П.И. Чайковского «Благославляю, вас леса» близок к молитвенному слиянию с бытием, пронизан ощущением абсолютной, божественной гармонии мира. И эти чувства рождаются не только от текста А.К. Толстого, но и от мелодии — того сопровождения, которым окрасил стихи композитор. Словом, их музыкальные творения глубоко пронизаны духовной культурой, которая не акцентировалась прежней системой преподавания.
Музыку на канонические тексты молитв создавали: Д.С. Бартнянский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие композиторы, в том числе, наши современники: Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин. Сегодня русская духовная музыка популяризируется и входит в репертуар многих хоровых коллективов, в том числе, города Новокузнецка. Много и плодотворно работает в области духовной музыки новокузнецкий композитор, преподаватель Православного Духовного училища — С.Б. Толстокулаков. Однако, у современных слушателей до сих пор существует весьма неопределенное представление о древнерусской музыке, ее месте в содружестве искусств: иконописи, зодчества, литературы.
С целью описания религиозного языка в современной русской теолингвистике используются различные подходы. Один из таких подходов связан с теорией речевых жанров. В рамках этого направления изучаются проповедь, молитва, различные этикетные жанры (приветствие, прощание, утешение, поздравление, благодарность, извинение и т.д.). Исследователи , работающие в этом направлении, допускают, что религиозный язык в рамках этого подхода может рассматриваться как система жанров, с присущими каждому из них стилистическими особенностями.
В православии молитву рассматривают с разных точек зрения: где она совершается, каким образом, её содержание, характер (например, молится человек один или идёт на службу и храм) и т.д. Подразделение молитв в определённой степени условно и введено лишь для той цели, чтобы помочь верующим правильно организовать свою молитву. По этому принципу молитву можно условно разделить на домашнюю (частную) и церковную или общественную (соборную) молитвы.
— Домашняя (частная) молитва. Это уединённая молитва. Её широким смыслом является общение с Богом в сердце каждого человека. В доме (квартире) православного человека отводится для неё специальное место-красный угол. Все члены семьи (если они конечно все православные) помимо уединённой молитвы каждого, молятся вместе, что усиливает эффект.
— Церковная или общественная (соборная) молитва. Это общая молитва православных христиан в храме (молитвенном доме, часовне). Возглавляют её священнослужители. Соборная молитва, по словам Христа, считается сильнее частной: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» [Мф., 18:19 – 20]. Церковная молитва неким образом развивает молитвенное чувство, помогая поддерживать живую связь души с Богом. Поэтому считается, что домашняя молитва обязательно должна дополнятся церковной (участием в богослужения).
Молитва каждого молящегося человека индивидуальна. Её содержание зависит от духовных переживаний молящегося, жизненных обстоятельств, каких-либо личных аспектов. Однако любая молитва как план выражения, несёт за собой определённый план содержания, мотив обращения к Богу(призыв, просьба, благодарение и т.д. ). На этом основании можно выделить такие виды молитв:
1)Молитва-прошение. Молитва-прошение означает “смиренное горячее моление” или “просьбу”. Это нечто гораздо более прочувствованное сердцем, чем обычная просьба. Чаще всего люди просят Бога помочь им в житейских нуждах, укрепить в различных испытаниях, уберечь душу от греха. С православной точки зрения, Богу известны нужды каждого, но чтобы Он мог дать благодатную помощь, человек должен попросить о ней.
— среди кратких прошений – «Господи, благослови», «Господи, спаси и сохрани». Яркий пример просительных молитв на богослужении – ектений с припевами «подай, Господи» и «Господи, помилуй
— это просьба о прощении грехов («Господи, прости», «Боже, будь милостив мне грешному!»). К такой молитве человек прибегает, когда раскаивается в поступке, за который ему стыдно перед Богом и перед людьми.
— примером молитвы-покаяния служит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»). Среди особо построенных молитвенных произведений – канонов – есть покаянные: например, канон святого Андрея Критского, который читают в храмах в начале Великого поста, покаянные каноны Иисусу Христу и Богородице, читаемые верующим перед исповедью (есть в любом молитвослове) и др. К покаянным молитвам относится Иисусова молитва. В православии молитва покаяния вводит человека в Царство Божие. Слово “покаяться” означает “изменить”, то есть повернуться и пойти в другом направлении. Посмотрим, что говорит Библия о покаянии: “Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грех. Да придут времена отрады от лица Господа” [Деяния 3:19,20].
3)Молитва-благодарение. -Православный человек благодарит Бога, когда получает просимое («Благодарю Тя, Христе Боже…», «Слава Богу»). Те или иные блага в своей жизни, о которых он не просил, он считает милостью Бога к себе и тоже благодарит за них. Если желаемое не исполнилось, православный христианин благодарит Бога всё равно, поскольку верит, что Господь любит его и устраивает всё для спасения его души. А то, что не осуществилось, возможно, преждевременно или вредно для него, только человек не всегда знает об этом – ему трудно постичь премудрость Божию. Для всех случаев, даже в скорбях, подходит благодарственная молитва «Слава Богу за всё». За все благодарите. [1 Фес. 5, 18]. Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога. (Прп. Исаак Сириянин ).
4) Хвалебная молитва (славословие)
Основывается на чувстве благодарности Богу и основана на личном духовном опыте, в котором человек постигает любовь и милость Бога к нему. Одна из таких хвалебных молитв: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе».В этой молитве молящийся ничего не просит, а только славит Бога. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак на благодарности Богу за Его милости. Хвалениями начинаются и заканчиваются многие молитвы и любое церковное богослужение («Благословен Бог наш…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу…» и др.)
Все перечисленные виды молитвенных обращений не существуют обособленно, многие молитвы, особенно церковные, соединяют в себе и хвалу богу, и прошение, и покаяние, поскольку молитвенное общение православного человека с Богом должно быть гармоничным и естественным.
Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Культура русской речи 2003: 332].
Видео (кликните для воспроизведения). |
В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.