Урок по православной культуре на тему православная молитва

На данной странице вы найдете детальное описание: урок по православной культуре на тему православная молитва - подобранную специально для Вас!

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).

Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна

Урок 4. Православная молитва

Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).

Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.

13 PAGE * MERGEFORMAT 14215

  • 3127395-1-prav-molitva
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов

Урок №1 Россия – наша Родина

Урок № 2 Культура и религия

Урок № 3 Человек и Бог в православии

Урок № 4 Православная молитва

Урок № 5 Библия и Евангелие

Урок № 6 Проповедь Христа

Урок № 7 Христос и Его крест

Урок № 8 Пасха

Урок № 9 Православное учение о человеке

Урок № 10 Совесть и раскаяние

Урок № 11 Заповеди

Урок № 12 Милосердие и сострадание

Урок № 13 Золотое правило этики

Урок № 14 Храм

Урок № 15 Икона

Урок № 16 Творческие работы учащихся

Урок № 17 Подведение итогов

Урок 18 Как христианство пришло на Русь

Урок 19 Подвиг

Урок 20 Заповеди блаженств

Урок 21 Зачем творить добро?

Урок 22 Чудо в жизни христианина

Урок 23 Православие о Божием суде

Урок 24 Таинство Причастия

Урок 25 Монастырь

Урок 26 Отношение христианина к природе

Урок 27 Христианская семья

Урок 28 Защина Отечества

Урок 29 Христианин в труде

Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

№ странички Деятельность учителя Скриншоты страничек Результат
№1
I. Актуализация.
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
— Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Какое решение нашла девочка?
Дети: — Девочка обратилась к молитве.
— Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
-Определите тему урока.
Дети: — Мы сегодня будем говорить о молитве.
— Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Просмотр мультфильма.
(рентген+видео)

Скрыть-раскрыть цитату Ф.Мориака
№2
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.

Нажимаем в режиме игры на слово «молитва»
Скрыть-раскрыть другой объект
Действие скрыть-раскрыть
№3
IV. Закрепление.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
— Какие бывают молитвы?

Нажимаем в режиме игры на стрелочки, раскрываем виды молитв
№4 Молитва – славословие.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

Действие скрыть-раскрыть
№5 Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.
— За то можно благодарить Бога?
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.

Действие скрыть-раскрыть
№6 Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Читайте так же:  Молитва Святой Александр Невский

Действие скрыть-раскрыть
Нажимаем на первую букву «О» и прослушиваем аудиозапись Господней молитвы
№8 2. Объяснение слов молитвы.
Отче — Отец;
Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;
да — пусть;
святится — прославляется:
яко — как;
на небеси — на небе;
насущный — необходимый для существования;
даждь — дай;
днесь — сегодня, на нынешний день;
остави — прости;
долги — грехи;
должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;
искушение — соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

Действие скрыть-раскрыть другой объект
№9 3. Это интересно.
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
Действие скрыть-раскрыть
№10
VII. Первичный контроль.
1. Самостоятельная работа: один ребенок работает у ИД, весь класс на индивидуальных листах.(проверка осуществляется в парах)
Установи линии соответствия.

  • 977730-1-urok_4_pravoslavnaya_molitva
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).

Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна

Урок 4. Православная молитва

Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец

Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром

И избави нас от лукавого
защити от зла

Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».

Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).

Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.

13 PAGE * MERGEFORMAT 14215

  • 000909be-6e215736
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Читайте так же:  Можно ли молитвы читать на современном языке

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

Видео (кликните для воспроизведения).

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Автор материала: Масягина Екатерина Владимировна

Методическая разработка урока по «Основам православной культуры» по теме «Православная молитва» в рамках изучения курса ОРКСЭ. Это первый из двух уроков по данной теме, направленный на формирование у обучающихся представления о роли молитвы в жизни православных людей и знакомство детей с видами православных молитв. В материал урока включены отрывки из художественных произведений советских авторов, пословицы, музыкальные произведения.

Департамент образования Кстовского муниципального района

МБОУ СОШ села Ближнее Борисово

Методическая разработка урока

по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

Масягина Екатерина Владимировна,

Учитель начальных классов,

преподаватель курса ОРКСЭ.

Урок 4. Православная молитва

Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

1. Познакомить учащихся с понятиями «православие», «благодать»;

2. Рассказать учащимся, кто такие святые;

3. Сформировать представление о роли молитвы в жизни православных людей;

4. Познакомить детей с видами православных молитв;

5. Продолжать воспитывать любовь и уважение к национальной русской культуре, к народу России, его истории.

Новые слова и понятия: православие, благодать, святые, молитва, Священное Предание.

Иллюстративный ряд: фотоснимки и видеосъёмки богослужений. Иконы. Стихи о молитве. Аудиозапись молитв и других музыкальных произведений.

Предварительная подготовка к уроку: Домашнее задание, направленное на усвоение данной темы урока: «Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает?» Один ученик готовит наизусть чтение стихотворения Лермонтова «Молитва».

Читайте так же:  Молитва Богородице о защите дитя

Межпредметные связи: с предметами «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Чтение», «Окружающий мир», «Музыка».

Оборудование урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация. Словари, распечатка отрывков из художественных произведений, распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, пословицы, рабочая тетрадь.

План урока с хронометражем:

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин
  3. Мотивация к изучению темы урока. 3 мин
  4. Целеполагание. 5 мин
  5. Сообщение темы урока.1 мин
  6. Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, текстов стихотворений и учебника, работа в группах, прослушивание музыкальных произведений) 15 мин
  7. Первичная проверка и корректировка знаний. 5 мин
  8. Закрепление материала (беседа, совместная работа с использованием диска, самостоятельная работа со схемой, со словосочетаниями, составление синквейна) . 6 мин
  9. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. 3 мин
  10. Домашнее задание. 1 мин Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данный урок является первым из двух планируемых; 1 урок- Православная молитва (знакомство с понятием «молитва», значение молитвы в жизни православных христиан, виды молитвы), 2 урок- Православная молитва. Господня молитва (знакомство с молитвой «Отче наш», понятие Иисусова молитва).

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке Основ православной культуры. Сегодня мы будем работать в группах. Я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её цветом распределиться на группы. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов. Оцените своё настроение, с которым вы пришли на урок.

( дети отмечают в тетрадях своё настроение)

Учитель: Каждый раз на наших уроках мы открываем для себя что-то новое в православной культуре и убеждаемся, как мало знаем мы о нашей культуре, особенно о духовной. На прошлом уроке я попросила вас ответить на вопрос, может ли человек общаться с Богом, как он это делает, и как называется общение с Богом. Давайте порассуждаем об этом. (ответы детей).

3. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Вы правы, православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты. Мы говорим с вами о православной культуре. А что такое «православие»?

«Погружение» в тему. Дети работают со словом с точки зрения этимологии: правильно славить. Славить кого? Бога.

Учитель: Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.

Учитель: Давайте посвятим этот урок теме «Молитва». Что вы знаете о молитве? (молитвы читают в храмах, кто-то молится дома, молитвы записаны в специальных книгах, некоторые люди носят молитвы с собой). У кого есть с собой молитвы и как они у вас появились? (ответы).

Учитель: Молодцы. Итак, тема нашего урока «Православная молитва». Молитвой называется обращение к Богу. Дети записывают в тетрадях тему урока и определение молитвы. Сегодня мы узнаем, какие бывают молитвы, кто составлял молитвы, где могут молиться православные. Найдите в словарях значение слова молитва. (Молитва — один из способов общения человека с Богом, святыми и небесными силами. Корень этого слова «мол» — от латинского mollire – умягчать — указывает на то, что молитва смягчает наше сердце и душу, и мы полнее открываемся для воздействия благодати Божией).

6. Объяснение нового материала. Словарная работа.

Учитель: Подберите синонимы к слову «говорить». (Дети называют слова). Выберите те слова, которые подходят для общения с Богом. (Дети называют: просить, славить, благодарить, молить).

Работа по учебнику в группах. 1 группа – молитва-просьба, 2 группа — молитва-благодарение, 3 группа- молитва-славословие.

молитва- просьба молитва-славословие

Дети работают в группах и заполняют схему: виды молитв, выделяют ключевые слова.

Проверка: 1 ученик из каждой группы называет вид молитвы и пример.

(молитва-просьба: просит помощи, защиты, житейских и духовных благ; молитва-благодарение: редкая, благодарность Богу за полученное; молитва-славословие: самая высокая молитва, человек переживает радость от встречи с Богом, ликует)

Учитель: Почему одна стрелка осталась свободной? ( В учебнике больше нет названий молитв). Есть ещё один вид молитвы – покаянная – «Господи, помилуй!». От какого слова образовано название этой молитвы? (Каяться, признавать грех, просить милости, помилования). В русском языке есть слово-молитва. Слово это мы знаем с раннего детства. Кто сможет назвать его? Это слово «спасибо». Вдумайтесь в его смысл. Благодаря человека за что-либо словом «спасибо», мы обращаемся к Богу с молитвой о нём: «Спаси, Боже!». Молитва о человеке – это лучшая ему благодарность. Поэтому, не забывайте благодарить людей за помощь и другие хорошие дела, сделанные для вас.

Прослушивание аудиозаписи: Прослушаем, как звучат различные молитвы. Обратите внимание на виды молитвы.

(дети слушают «Господи, помилуй!», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Благодарю, Тебя, Господи»).

Учитель: Церковь хранит много замечательных молитв, составленных святыми. А знаете ли вы, кого называют святыми? (ответы). Кого из святых вы знаете?

Самостоятельное чтение с.13 второй абзац снизу. (Дополнительные ответы детей после прочтения текста учебника).

Учитель: Святые любого народа — это его лучшие люди, дающие пример высокой нравственной и духовной жизни. У всех святых было одно общее качество: все они имели твёрдую веру в Бога, вели постоянную борьбу со своими страстями, с покорностью, и даже с радостью, переносили всякие посылаемые им испытания… Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский и многие другие.

В определении слова молитва нам встретилось слово «благодать». Как вы думаете, что обозначает это слово и как оно связано с темой урока? (Действие Бога, меняющее человека, называется благодать, если человек молится искренне и правильно, то на него сходит Божья благодать).

Знакомство с «Молитвой» М.Ю. Лермонтова.

Учитель: Правильно. Молитва находится в центре всей жизни православного человека и имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве. В русской литературе мы нередко встречаем художественные произведения с названием «Молитва». Вот одно из них, послушайте. Заранее подготовленный ученик читает .

Автор материала: Шейкина Людмила Александровна

Тема: Православная молитва

Осмысление молитвы как разговора человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом. Знакомство с православным отношением христиан к Богу, с молитвой «Отче наш».

Читайте так же:  Молитва красная нить на руке

Обучающая: узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать»; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Основные термины и понятия

Православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание, Отче наш, Царствие Твое, воля Твоя

Православие — Русское слово «православие», как и его греческий прообраз, несет в себе два корня. Православие – ортодоксия. Первый из этих корней — «прав» — означает «верный». Греческий корень «орто» имеет тот же смысл и он уже знаком вам по слову «орфография». А вот корень «слав» — это перевод греческого «докса». Докса имеет два значения: 1) мнение; 2) прославление. Значит, «ортодоксия» означает 1) правомыслие 2) православие.

Ликование — Корнем в этом слове является «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование — это вершина радости. Так радоваться можно только при личной встрече. Просить Бога можно издалека, а ликовать – только вблизи. Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью.

Молитва — произносимое вслух или мысленное обращение человека к Богу или богам. Индивидуальный или коллективный акт. Включает: признание в грехах, просьбы, благодарность, обеты.

— Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

— Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

— Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?

— Как вы думаете, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?

— Предположите, от каких слов произошло слово «православие»?

3. Сообщение темы урока. Сообщение новых знаний

— Тема сегодняшнего урока Православная молитва.

— Предположите, о чём будет статья?

— Прочитайте с. 12-13. статьи учебника

-Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва.

Далее рассказ учителя о молитве и трех ее видах (по учебнику).

-Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Мы с вами тоже написали много таких просьб. Но мудрый человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.

Пояснение молитвы благодарения и «славословия».

-Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит ты не одинок, значит есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

Пояснение терминов православие и благодать.

Понимание людской святости и Священного Предания в православной культуре.

4. Дополнение к объяснению Православная молитва.

Вспоминаем, что такое православие (ортодоксия – правильное учение, правильно славить) и начинаем подводить учащихся к пониманию слова «молитва».

Слово «славить» происходить от «словить» — «говорить слово». Русский язык очень богат. С его помощью можно выразить все оттенки нашего отношения к предмету.

Слово «говорить». Предлагаем детям подобрать синонимы к слову «говорить». Возможные варианты: выражать, высказывать, излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказывать, рассуждать, утверждать, повторять, разглагольствовать, ораторствовать, проповедовать, гласить, вещать, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать, шептать, мямлить, галдеть.

После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде или на доске. Предлагаем учащимся выбрать слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу (просить, славить, благодарить, молить).

Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить» — «молиться». Как вы думаете, почему?

-Корень «мол» несет в себе значение «суета, шум, тревога» и образует слова со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление).

Изначальное значение слова «моление» — «посольство». И слово «молчать» происходит от этого же корня. Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например, «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным умалением себя), как правило, коленопреклоненно.

-А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой?

-К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти. -К тому, кто более могущественен — к господину.

-Первоначальное значение слова «господин» на всех славянских языках — «муж, хозяин, принимающий гостей, которые приносили ему в дар животного, драгоценности». В древнерусском языке это слово еще означало «муж-глава семейства, властелин». Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой было не в его силах, и он обращался с просьбой о помощи к другому человеку – властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил.

— Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».

Читайте так же:  Наперстная молитва кольцо с эмалью

-Разберем молитву «Отче наш» на с. 14 учебника.

Что значит слово «молиться»?Какие слова из перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако; рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?На с. 14 произведение русского поэта с названием «Молитва», прочитайте его.Послушайте внимательно христианскую притчу.Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».

— Для памяти – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

— Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

Вопрос: Как ты думаешь, верующим ли был рыбак? А его пассажир?

МАОУ Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина
Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему:
«Православная молитва».
Учитель музыки и ОПК
Высшей категории
Ефименко Валентина
Ивановна

2016 г.
Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи:
познакомить с понятием «молитва», видами православных молитв и их содержанием;
развивать интерес к православной культуре;
воспитывать уважение к чувствам верующих людей;
Оборудование:
1.Учебник А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».М., Просвещение,2012 г.
2.Христианская литература: «Молитвослов», «Библия».
3.Мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Вход под музыку « Любовь святая» Г Свиридова.
— Где может звучать эта музыка?
— Какой образ мы представляем?
— Почему она красивая?

8. Занятие на тренажере. (Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева. Урок 4 . Православная молитва.) 9. Рефлексия.
-К каким видам относятся молитвы, изображенные на слайдах № 10 – 13?
-Какая самая известная?
-Почему её ещё называют Господней молитвой?
-Что вам понравилось на уроке, показалось особенно интересным?
-О чём хотели бы узнать больше?

10. Домашнее задание. (Слайд №18)
Подумайте и нарисуйте в тетрадях, что способствует молитвенному настроению.
11. Исполнение песни «Дорогою добра».
12. Итог. (Слайд №19)
На листочке поставьте звездочку определенного цвета.
Использованные источники:
http://kuraev.ruhttp://lib.rus.ec/a/87524 HYPERLINK «http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html» http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html
Толковый молитвослов для детей.
А. Мороз, Т. А. Берсенева «Добрые уроки – наставления.»

  • urok_opk_pravoslavnaya_molitva
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 4

Какое значение имеет молитва

в жизни православного человека?

  • Что такое православие?
  • Что такое православная молитва?
  • Что значит слово благодать?
  • Кто такие святые?
  • Основная молитва православных христиан
  • Отче наш

Молитва прогоняет всякую скорбь,

означает это умение правильно славить Бога

Православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были:

«Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде. (Л.Н.Толстой)

  • Радость на сердце
  • Мучает совесть
  • Рождение детей
  • Предстоит трудный день
  • Удачная сдача экзамена
  • Солгал родителям
  • Совершил плохой поступок
  • Сомнения
  • Бракосочетание

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иже еси на небесех – живущий на небесах; Яко – как;– на небе, на земле; «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним. «И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. «Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; Это просьба о защите от зла.

  • Литература
  • Анимация
  • Музыка
  • Живопись

Г.Х. Андерсен Снежная королева (отрывок)

  • О чем данный мультфильм.
  • Что произошло с девочкой, до и после прочтения молитвы, какие чувства ее охватывали.
  • Что происходило с девочкой во время чтения молитвы
  • Какие приемы использовал режиссер, что бы отобразить чувства девочки.

Какое значение имеет молитва

в жизни православного человека?

  • Подумайте вместе с родителями, как вы поступаете в минуты искушения, в трудных жизненных ситуациях.
  • Подобрать пословицы о добре и надежде
  • Нарисуйте иллюстрацию к сегодняшнему уроку
Видео (кликните для воспроизведения).

Урок по православной культуре на тему православная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here